Наталия Григорьева
Премьера недели, фильм австралийца База Лурмана "Великий Гэтсби" выходит в российский прокат почти одновременно с показом на Каннском кинофестивале – экранизация одноименного романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда в этом году была выбрана фильмом открытия. В главных ролях – Леонардо Ди Каприо, Кэри Маллиган и Тоби Магуайр.
Лурман использует авторский прием и ведет повествование от лица рассказчика Ника Каррауэя (Магуайр), который излагает на бумаге историю своего недолгого знакомства с Джеем Гэтсби. К этому моменту Ник проходит лечение от алкогольной зависимости и прочих сопутствующих недугов в клинике. Воспоминания он использует в качестве терапии, а основное действие фильма, показанное внутри этой рамки, можно считать своеобразным флэшбеком – не столько потому, что возвращает героя назад (back) в прошлое, сколько потому, что и впрямь выглядит у Лурмана как одна большая, яркая, оглушительная вспышка (flash).
Вместе с рассказчиком мы отправляемся в Америку 1922 года – эпоху джаза, сухого закона, легких денег и, как следствие, безудержного веселья. Перебравшись в Нью-Йорк с тривиальной целью осуществить свою американскую мечту, Ник, небогатый молодой человек, снимает скромный дом на Лонг-Айленде и заводит дружбу с соседом, загадочным Гэтсби (Ди Каприо), на вечеринки которого гости съезжаются со всей округи, но с которым мало кто знаком лично. Одновременно с этим Каррауэй возобновляет общение с кузиной Дейзи (Маллиган), которая вместе с мужем, аристократом Томом Бьюкененом (Джоэл Эдгертон), живет на другом берегу. Казалось бы, слепой случай сводит этих людей и три мира – нуворишей, наследников и бедняков – вместе. Однако Нику предстоит узнать, что у Дейзи и Гэтсби уже есть прошлое, и не просто узнать, а стать наблюдателем и посредником в отношениях этих двоих, тщетно пытающихся вернуть прожитые порознь годы.
Первое появление Гэтсби режиссер обставляет с театральной помпой, нагнетает атмосферу предвкушения, показывая то руку с перстнем, то затылок, прислушиваясь к шепоту гостей очередной вечеринки, и, наконец, разрешая герою улыбнуться в камеру. Безупречный костюм и романтический флер незаконно нажитого состояния – за внешним лоском, впрочем, скрывается нежная душа мальчишки, который до последнего верит в хэппи-энд. Подобным театрально-трагическим диссонансом пропитан весь лурмановский "Гэтсби", где костюмы из перьев, желтые автомобили и все остальное красочное 3D является не более, чем картонным задником на тесной сцене трагического спектакля. Размах этого праздника жизни вполне укладывается в представление самого Фицджеральда о той исторической эпохе, об Америке накануне Великой Депрессии, о беспечной золотой молодежи, пирующей во время чумы и, говоря словами автора, ломающей людей, как игрушки. В такие моменты не экономят на освещении. Отдав дань уважения автору, Лурман не забывает и о себе – с его легкой руки из фильма исчезает главный символ времени - джаз. Вместо этого герои, как ни в чем не бывало, танцуют под изобретательные, стилизованные "под ретро" миксы из Гершвина и Бейонсе, а из окон автомобилей звучит хип-хоп. Почувствовать дух времени в данном случае оказывается возможным и без внешних атрибутов: вместо того, чтобы показывать, какой была популярная музыка во времена Фицджеральда, режиссер дает нам понять - надо заметить, с присущей все тому же Фицджеральду иронией - чем она была для его современников.
Актеры, впрочем, не теряются даже на таком кричащем фоне. Первая, после долгих лет разлуки, встреча Дейзи и Гэтсби проходит в помещении, заставленном неуместными букетами в человеческий рост, но вот играют они при этом словно встречу Ромео и Джульетты из лурмановского фильма 1996 года – а ведь и там героев разделял огромный аквариум. Дуэт Ди Каприо и Маллиган получился нежным и хрупким, одними движениями и взглядами им удается передать то предчувствие несчастливого конца, которое возникает задолго до финальных титров и развитию которого Лурман активно "мешает", вплоть до последнего акта, создавая разудалый видеоряд вкупе с обескураживающим саундтреком.
Если бы не глаза, которыми здесь смотрят друг на друга, то многие сцены превратились бы в чистейший фарс или комедию положений, где неуклюжие герои роняют и разбивают все подряд и убегают через окна. Только к третьему акту комедийный налет исчезает окончательно, большую часть фильма недоуменной молчавший и глядящий на мир похмельными глазами герой Магуайра за кадром зачитывает текст романа, а лежащий в гробу в пустом доме Гэтсби превращается в памятник самому себе, Фицджеральду и исполнителю главной роли – благо название фильма наконец-то позволяет без ложного пафоса поставить эпитет "великий" рядом с именем Леонардо Ди Каприо.