Рейтинг@Mail.ru
День Победы в телеэфире. Что и как смотрели российские зрители 9 мая - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

День Победы в телеэфире. Что и как смотрели российские зрители 9 мая

Читать ria.ru в
Дзен
9 мая – особенный день для российского эфира. Что и как смотрели телезрители в День Победы и как менялся их выбор на протяжении десяти лет, рассказывает Арина Бородина.

Арина Бородина, специальный обозреватель РИА Новости.

На телевидении есть два особенных дня в году, когда зрители реагируют на телевизор совершенно иначе, чем в остальное время. Это 31 декабря и 9 мая. Но День Победы в телеэфире — вдвойне особенная дата. Это единственный праздник в стране, который и спустя 68 лет после окончания Великой Отечественной войны наполнен смыслом. И памятью. У каждого, конечно, они свои. Как и телевизионные предпочтения в День Победы.

Эфир 9 мая 2013 года

9 мая 2013 года в эфир вышло около 50 фильмов и сериалов о войне. Это только на 18 эфирных телеканалах, которые имеют возможность смотреть в открытом доступе миллионы российских зрителей.

Именно фильмы и сериалы о войне, безотносительно их смысла, качества и количества прежних показов – главная программная традиция, напоминающая зрителям, какой праздник отмечает страна 9 мая. По количеству киносериальной продукции в День Победы лидируют, прежде всего, "Первый канал" и "Россия 1", а так же "Звезда", "Пятый канал" и "Культура". По одному–два (иногда больше) военных фильма в обязательном порядке 9 мая показывают и все остальные эфирные телеканалы.

© ИнфографикаЧто смотрели телезрители 9 мая 2013 года
Что смотрели телезрители 9 мая 2013 года

Но есть два исключения. В этот раз два крупных национальных сетевых телеканала — СТС и ТНТ — выбрали другую программную стратегию для своей аудитории, которая, как правило, состоит из молодых и активных зрителей.

 

ТНТ 9 мая почти весь день показывал выпуски юмористического шоу Comedy club, а так же комедии и непременный "Дом-2" (в двух частях). Но для ТНТ это далеко не первый случай своего собственного взгляда на программирование 9 мая. Год назад в День Победы канал весь день показывал комедийный сериал "Деффчонки". Так видит ТНТ приоритеты для своей аудитории. Здесь даже "Минута молчания", которая выходит 9 мая в 18.55 на всех каналах, шла в перерыве между выпусками Comedy club.

Отказался в этом году от любых упоминаний и ассоциаций с военной темой и канал СТС. Здесь 9 мая целый день шли в эфире новые отечественные полнометражные мультфильмы, уже неоднократно приносившие каналу высокие рейтинги, а так же популярные выпуски юмористических скетчей "Шесть кадров". 

Но на СТС ситуация куда более показательная, чем на ТНТ. Еще год назад СТС предлагал своим молодым зрителям с утра посмотреть исторический парад Победы 1945 года на Красной площади, две части военной драмы "Туман" (ее премьера несколько лет назад состоялась на "Первом канале", и получила тогда высокие рейтинги). Новые серии "Тумана" шли год назад на СТС в самый разгар вечера, а после 22.00 здесь показали и фильм "Перл Харбор".

А в этом году уже ничто не напоминало прошлогоднюю программную концепцию этого канала 9 мая. Канал решил от нее почему-то отказаться. Главными проектами в День Победы на СТС стали мультфильмы "Илья Муромец и Соловей-разбойник" (именно в рамках его показа выходила на канале "Минута молчания"), "Добрыня Никитич и Змей Горыныч", "Иван Царевич и Серый волк".

Судя по рейтингам, выбор такого программного решения нашел отклик у зрителей и 9 мая. Сразу два мультфильма СТС вошли в десятку самых популярных проектов дня у общероссийской аудитории. Их в среднем посмотрело около 15% мужчин и женщин в возрасте от 25 до 54 лет. ТНТ в число лидеров эфира 9 мая не попал ни с одним проектом.

Что смотрели

Впрочем, несмотря на то, что СТС и ТНТ полностью отказались от военной темы 9 мая, это вовсе не означает, что молодые люди в День Победы не смотрят по телевизору то, что связано с этим праздником и темой войны.

Большой процент молодежи включает в День Победы "Первый канал". "Первый" вообще — многолетний лидер 9 мая в стране. Именно его смотрит в этот день подавляющее количество москвичей и жителей других городов. В этом году "Первый канал" выбрало 20% зрителей среди всех россиян старше 18 лет. 13,4% выбрали канал "Россия 1" и всего 7,7% зрителей смотрели 9 мая НТВ.

Последние десять лет каналы почти не меняют набор телепроектов 9 мая. И с точки зрения реакции зрителей это срабатывает. Их как смотрели, так и смотрят. Зрители в возрасте от 14 до 24 лет выбрали, прежде всего, то, что им предложил "Первый канал". В частности: специальный выпуск канала "Доброе утро", приуроченный ко Дню Победы, военный парад с Красной площади, уже в который раз выходивший сериал "Диверсант. Конец войны", "В бой идут одни "cтарики" Леонида Быкова (без этого фильма не обходится ни одно 9 мая на "Первом"), выпуски новостей (один их них вышел сразу после парада) и программу "Время", которая 9 мая почти всегда лишена государственного официоза.

© ИнфографикаЧто смотрели телезрители в День Победы 10 лет назад
Что смотрели телезрители в День Победы 10 лет назад

Кроме того, на "Первом" непременно должна быть вечерняя премьера военного фильма ко Дню Победы. На этот раз им стал "Привет от "Катюши", где разведчики в тылу врага должны были уничтожить новую разработку "Катюши", чтобы она не досталось немцам. В фильме вообще нет ни одного известного актера, но его все равно смотрело более 21% телезрителей. "Привет от ‘Катюши’" получил самые высокие рейтинги в вечернем эфире 9 мая среди всех российских телепроектов.

В десятке самых популярных телепроектов у молодых зрителей только два c канала "Россия 1" — военный парад и, что особенно показательно, документальный фильм "Пост №1. Неизвестный солдат". Последний сразу после трансляции на Красной площади посмотрело на "России 1" около 20% зрителей в возрасте от 14 до 24 лет. В фильме рассказывалось об истории создания мемориала, о появлении Вечного огня и могилы Неизвестного солдата.

Мужчины от 25 до 54 лет также предпочитали смотреть 9 мая "Первый канал". Фактически те же самые проекты, что выбирали и молодые люди (см. таблицы). Исключений всего три: военный парад и сериал "Смерш", которые показывали на "России 1" и мультфильм "Иван – царевич…" на СТС.

У женщин от 25 до 54-х в День Победы выбор – снова почти сплошной "Первый". В десятке самых популярных проектов тут только два исключения: мультфильмы СТС. Тот же "Иван-царевич…" и еще "Три богатыря и Шамаханская царица".

У самой зрелой и пожилой аудитории 9 мая выбор распределился также в пользу "Первого канала". Набор проектов все тот же. И только три позиции из десяти за каналом "Россия 1": военный парад, сериал "Смерш" и главный вечерний выпуск программы "Вести".

На первом же месте у аудитории старше 55 лет, тех, кого сегодня считают самыми активными потребителями телевизора, специальный выпуск новостей "Первого канала", который вышел сразу после парада на Красной площади. Ну и сам парад, конечно.

Парад Победы

Королем эфира 9 мая был и остается военный парад на Красной площади. Это традиционно одно из самых популярных зрелищ российского телевидения.

Как бы кто ни возмущался самим фактом парада, но по телевизору его смотрит огромное количество людей. И в этом году установлен очередной рекорд зрительской популярности военного парада как раз среди молодой аудитории. Среди тех, кому от 14 до 24 лет, парад на Красной площади посмотрело 53,4% телезрителей на "Первом канале". У телеэкрана был каждый пятый россиянин этого возраста. Это просто гигантский показатель по меркам современного телевидения. Даже традиционный телехит — новогоднее поздравление Владимира Путина 31 декабря не собирает таких рейтингов.

И еще почти 25% молодых людей от 14 до 24-х смотрело парад 9 мая на канале "Россия 1". То есть в общей сложности около 80% молодежи включили в 10.00 военный парад, посмотрев его от и до. Такого, пожалуй, еще никогда не было.

Десять лет назад прямой эфир с Красной площади смотрели очень активно. Но тогда этот показатель среди молодых людей до 24 лет составлял 35-37% телезрителей на "Первом канале" и в среднем 15-18% на "России". Разница за десять лет выросла в полтора раза.

Что касается старшего поколения (мужчин и женщин от 25 до 54 лет и всех, кому больше 55), то у них военный парад так же среди главных зрительских предпочтений 9 мая. В среднем его выбирает более 35% аудитории, которая смотрит телевизор.

Но в этом году парад Победы, пожалуй, единственная трансляция 9 мая, которая неизменно собрала у телеэкранов такое большое количество людей. Все остальные проекты в День Победы зрители стали смотреть заметно меньше. Рейтинги сократились в среднем в полтора раза, иногда больше.Такого не было ни десять лет назад, ни пять. Ни даже в прошлом году.

Что смотрели 9 мая десять и пять лет назад

Лидером зрительской популярности 9 мая 2003 года стал фильм Николая Лебедева "Звезда". Его показывали в разгар вечера в День Победы на канале "Россия". Тогда совсем молодой режиссер Лебедев, чей фильм "Легенда № 17" сейчас с успехом идет в российском прокате, снял новую версию по одноименной военной повести Эммануила Казакевича, пригласив на главную роль популярного актера Игоря Петренко.

Аудитория приняла "Звезду" на "ура". Особенно молодежь. Среди тех, кому от 14 до 24 лет, этот фильм в 2003 году смотрело 43% зрителей. У мужчин от 25 до 54 лет показатель "Звезды" еще больше — 51% аудитории. Женщин этого возраста, смотревших "Звезду" Николая Лебедева, было 42%. Зрителей старше 55 лет – 37%. Такими успехами в телеэфире отечественное военное кино сейчас уже похвастаться не может.

Если посмотреть таблицы 9 мая 2003 года, то и десять лет назад, и сейчас, набор фильмов и программ сильно не изменился. Все так же смотрели "В бой идут одни "cтарики" и не пропускали фильм "Офицеры", программу "Время" и выпуски новостей. Есть среди лидеров 9 мая 2003 года еще один советский фильм о войне – экранизация повести Михаила Шолохова "Они сражались за Родину", которую снял Сергей Бондарчук. Ее выбрали все категории зрителей, включая молодежь от 14 до 24 лет.

Среди того, что смотрели зрители десять лет назад в День Победы, бросается в глаза один телепроект. Канал "Россия" 9 мая 2003 года показывал в эфире юмористический концерт Михаила Евдокимова (в 2004 году популярный артист стал губернатором Алтайского края, а в 2005-м погиб в автомобильной катастрофе – А.Б.). Этот концерт тогда посмотрели многие: от 23 до 36% зрителей старшего возраста. Равнодушными к такому юмору в День Победы в 2003 году остались только молодые люди от 14 до 24 лет. В их десятку самых популярных телепроектов 9 мая концерт Михаила Евдокимова не попал.

© ИнфографикаЧто смотрели телезрители в День Победы 5 лет назад (Тест)
Что смотрели телезрители в День Победы 5 лет назад (Тест)

И вот еще одна деталь — про то, как поменялись предпочтения зрителей спустя пять лет. В 2008 году тот же канал ТНТ не стал включать в свою программу 9 мая проекты, хоть как-то связанные с темой войны. В итоге, вместе с традиционным набором военных фильмов, сериалов и лидерством "Первого канала" в число самых популярных проектов Дня Победы попал… "Дом-2" и все тот же Comedy Club. Эти программы 9 мая 2008 года среди тех, кому от 14 до 24 лет, в среднем смотрело около 14% зрителей.

А 19% аудитории этого же возраста тогда охотно включили в День Победы мультфильм "Ну, погоди!" на СТС. Но военный парад на "Первом" (47,5% зрителей) и премьера военного фильма на канале "Россия" "Мы из будущего" (36%), конечно, собрали у телеэкранов пять лет назад гораздо больше людей.

Минута молчания

Самая неожиданная реакция зрителей в этом году выразилась в цифрах рейтингов "Минуты молчания". Уже много лет подряд 9 мая в 18.55 на всех телеканалах прерывается вещание, и в течение пяти минут у российских зрителей есть возможность почтить память всех, кто прошел войну, кто не вернулся с фронта, кто не дожил до победы в Великой Отечественной…

Россия отмечает День Победы парадами, чествуя своих ветерановСолдаты в День Победы над фашистской Германией
День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг

Обычно "Минуту молчания" смотрели очень многие. И всегда на "Первом канале". И десять лет назад, и пять, в День Победы доля аудитории зрителей всех возрастов, включавших "Минуту молчания" на "Первом", составляла от 27 до 50%. И в прошлом году этот показатель среди всех российских зрителей старше 18 лет составил на "Первом канале" более 30% (и доля молодой аудитории была больше трети).

В этом же году "Минута молчания" попала в число самых популярных телепроектов 9 мая только у женщин от 25 до 54 лет. И ее смотрело всего 18,5% аудитории этого возраста. В среднем же на "Первом канале" по стране "Минуту молчания" в 18.55 включило 16,7%, а на "России 1" — 13,8% (в Москве – 14,6% и 11,6% соответственно). Это почти вдвое меньше, чем в прежние годы.

Чем это объяснить? Зрители стали равнодушнее, война и Победа все дальше от нынешнего поколения? Трудно сказать. Рейтинги ведь не дают ответа на этот вопрос. Эти цифры лишь фиксируют интерес аудитории к тому, что ей предлагают телеканалы и, наверное, настроения в обществе.

В этот раз главные телеитоги 9 мая 2013 года таковы: молодые люди с огромным вниманием, как никогда прежде, смотрели в прямом эфире парад на Красной площади. И гораздо меньше людей, чем в прошлые годы, в 18.55 включили телевизор, чтобы почтить память погибших и не доживших до Дня Победы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала