МОСКВА, 8 мая — РИА Новости. Электронное обучение — новая в России и уже широко распространенная за рубежом форма получения знаний. О том, почему миллионы людей по всему миру учатся по новой технологии, как это влияет на их последующее трудоустройство и почему интернет-образование пока не очень популярно среди россиян, рассказал РИА Новости инициатор сетевой межуниверситетской площадки "Универсариум" Дмитрий Гужеля.
Что такое электронный университет?
"Современный электронный университет — это способ бесплатно и в любое удобное время получать качественное образование. При этом, прошу обратить внимание, ключевое слово здесь — бесплатно", — подчеркнул Гужеля.
Прохождение дистанционных курсов, длительностью несколько недель каждый, позволяет студентам получить новые навыки или повысить квалификацию, а работодателям — найти хорошо подготовленных сотрудников. На сегодняшний день сетевые электронные университеты наиболее распространены в США. "Этому способствуют и особые "тепличные условия" высшего американского образования, не испытывающего многочисленные аккредитационные и нормативные ограничения, и особенности налогообложения, позволяющие "монетизировать" новые образовательные технологии различными способами",- рассказал эксперт.
По его словам, ведущие американские университеты, входящие в первую сотню мирового рейтинга, взяли на вооружение новые формы и методики обучения после того, как столкнулись с необходимостью поддерживать свой статус и решать новые образовательные задачи. Российский же сегмент электронного образования по используемым технологиям пока отстает на пять-семь лет. По мнению специалиста, проблема заключается в обособленности каждого отдельного университета и в неготовности преподавателей делиться и обмениваться информацией в новом открытом формате.
"В России есть история успешного дистанционного образования — есть замечательные проекты и университеты, которые разворачивали на своих площадках обучение с использованием дистанционных технологий, но закрытость этих технологий, многократное "изобретение велосипеда" не давало широко развернуться этим проектам", — пояснил Гужеля.
В России электронное обучение только недавно определилось законодательно в новом федеральном законе об образовании. "Будем надеяться, что после определения требований и нормативов электронного обучения, следующим этапом будет создание тех самых электронных университетов", — добавил он.
Как это работает?
Как рассказал эксперт, не все электронные университеты предлагают фундаментальное высшее образование, и их программы могут казаться российским преподавателям несколько поверхностными и недостаточно академичными. Но задача этих проектов в другом: с одной стороны — дать возможность доступа к качественным знаниям как можно большему числу людей, а с другой — стимулировать приход в вузы мотивированных слушателей, ориентированных на серьезную подготовку.
"Бизнес-модель современных электронных образовательных площадок заключается в формировании полноценного образования "по запросу", то есть не совсем в российском формате стандартов. В рамках обучения, ты сам набираешь себе различные курсы, составляешь образовательную программу и по ней учишься", — сказал Гужеля.
Сам процесс обучения строится по следующей схеме: слушатель выбирает в списке нужный курс и записывается на него. Серьезные образовательные ресурсы (такие как, например, Khan Academy, Udacity, Coursera или edX) могут предложить несколько сотен курсов из разных областей знаний, количество записавшихся на одну программу может достигать 30 тысяч человек и выше. Однако одновременно на одной платформе может идти всего 10-15 курсов, поэтому иногда начала интересующего курса требуется подождать. За неделю до начала студенты получают соответствующие уведомления, а с момента официального старта обучения — доступ к первому учебному модулю.
"Сначала вы прослушиваете и просматриваете лекцию. К сожалению, на ведущих мировых образовательных площадках лекции читаются на английском. Далее вы изучаете дополнительную литературу, выполняете домашнее задание, проходите тестирование. И на все это у вас отводится определенное время — обычно неделя. Следующая неделя — следующий модуль. Ваши ответы, внимательность прослушивания лекций, качество выполнения домашних заданий, естественно, учитываются и влияют на оценку успеваемости. Идет нормальный образовательный процесс", — рассказал Гужеля.
На выполнение заданий студент тратит в неделю примерно 10-12 часов своего времени, при этом самостоятельные занятия составляют около 70-80%.
Кто может стать студентом?
Особого возрастного ценза у курсов нет, поэтому слушателем может стать и старшеклассник, и работающих человек, и пенсионер.
"Уровень у каждой программы свой, но определяется он скорее не возрастом студентов, а наличием необходимых базовых знаний для усвоения информации — вы просто не сможете учиться, если вам их будет не хватать. Но некоторые курсы позволяют учиться с минимальным набором начальных знаний — все зависит от области знаний и академичности курса", — пояснил Гужеля.
У ведущих зарубежных электронных университетов число студентов достигает нескольких миллионов. "Это очень большие величины. На отдельные курсы записываются и по сто тысяч человек, и пусть до конца обучения доходит примерно 10%, все равно это очень серьезные цифры", — отметил эксперт.
Слушателям, для того чтобы выполнить все задания, необходимо общаться между собой, и в ходе прохождения курса у них появляется свое сообщество, работа в котором оценивается отдельно. "Этому сообществу отводится существенная роль. Преподаватели принимают участие в его жизни в роли модераторов: отвечают на вопросы, задают какие-то дополнительные тематики", — пояснил он.
Электронные университеты — это также удобные площадки поиска сотрудников для работодателей. В связи с этим, за рубежом компании активно сотрудничают с такими образовательными проектами.
"Университеты заключают соглашения с компаниями, предоставляют им возможность доступа к профайлам лучших студентов еще в процессе обучения. И те, и другие в этом крайне заинтересованы. Но даже если речь не идет о получении знаний для последующей работы, а скорее для повышения собственного интеллектуального уровня, — все равно учиться в течении всей жизни дело правильное и нужное", — подытожил Гужеля.