Самолеты, разбившиеся в годы Великой отечественной все еще находят, кропотливо восстанавливают и "ставят на крыло". Специалисты новосибирского предприятия "Авиреставрация" подняли в небо уже 15 таких боевых машин, в том числе двухместный ДИТ, созданный для обучения Василия Сталина. Еще 25 легендарных самолетов восстановлены в нелетающем виде. А сейчас своей очереди на реставрацию дожидается уникальный "Юнкерс", отправленный Гитлером в Сталинград для спасения фельдмаршала Паулюса.
© Фото : Владимир БернсИ-15, восстановленный в Новосибирске, в 2004 году участвовал в авиашоу в английском Даксфорде. Самолеты прибывают на авиашоу в разобранном виде, крыльями и хвостом они "обзаводятся" только рядом с летным полем.
И-15, восстановленный в Новосибирске, в 2004 году участвовал в авиашоу в английском Даксфорде. Самолеты прибывают на авиашоу в разобранном виде, крыльями и хвостом они "обзаводятся" только рядом с летным полем.
© Фото : Владимир Бернс
1 из 16
© Фото : Владимир БернсИстребители И-16 и И-153 на авиашоу в Ванаке - небольшом городе на Южном острове Новой Зеландии. Два раза в год многочисленных иностранных гостей сюда привлекает грандиозное авиашоу Warbirds over Wanaka. А новозеландский коллекционер Тим Воллис собрал в свое время больше самолетов, чем их числилось в местных ВВС.
Истребители И-16 и И-153 на авиашоу в Ванаке - небольшом городе на Южном острове Новой Зеландии. Два раза в год многочисленных иностранных гостей сюда привлекает грандиозное авиашоу Warbirds over Wanaka. А новозеландский коллекционер Тим Воллис собрал в свое время больше самолетов, чем их числилось в местных ВВС.
© Фото : Владимир Бернс
2 из 16
© РИА Новости / Павел КомаровСредний возраст специалистов новосибирского предприятия "Авиареставрации" близок пенсионному. Из-за высоких требований к квалификации сотрудников и относительно небольших зарплат работать здесь остаются только фанатики своего дела. Раньше сюда проходили на практику студенты и школьники, но сейчас возможности привлекать молодежь к реставрации самолетов нет.
Средний возраст специалистов новосибирского предприятия "Авиареставрации" близок пенсионному. Из-за высоких требований к квалификации сотрудников и относительно небольших зарплат работать здесь остаются только фанатики своего дела. Раньше сюда проходили на практику студенты и школьники, но сейчас возможности привлекать молодежь к реставрации самолетов нет.
3 из 16
© РИА Новости / Павел КомаровВладимир Бернс прикрепил на кульман чертеж самолета. Реставрация самолета начинается именно с восстановления чертежей. А чертежи, в свою очередь, часто приходится восстанавливать по обломкам самолета. Эта работа похожа на труд ученых, которые по нескольким костям восстанавливают облик животного.
Владимир Бернс прикрепил на кульман чертеж самолета. Реставрация самолета начинается именно с восстановления чертежей. А чертежи, в свою очередь, часто приходится восстанавливать по обломкам самолета. Эта работа похожа на труд ученых, которые по нескольким костям восстанавливают облик животного.
4 из 16
© РИА Новости / Павел КомаровДатчики и приборы – одни из тех оригинальных деталей, которые реставраторам удается восстановить из обломков самолетов. После реставрации они могут выглядеть как новые, хотя таких, конечно, больше не выпускают. На снимке изображены два датчика двигателя до и после реставрации, они показывали параметры давления масла и температуры двигателя.
Датчики и приборы – одни из тех оригинальных деталей, которые реставраторам удается восстановить из обломков самолетов. После реставрации они могут выглядеть как новые, хотя таких, конечно, больше не выпускают. На снимке изображены два датчика двигателя до и после реставрации, они показывали параметры давления масла и температуры двигателя.
5 из 16
© Фото : Владимир БернсУже готовый МиГ-3 необходимо доставить на аэродром, а его место в цехе должна занять следующая машина. Самолет с большим трудом покидает тесный цех, чтобы вывести самолет "на волю", работникам предприятия приходится ломать стены.
Уже готовый МиГ-3 необходимо доставить на аэродром, а его место в цехе должна занять следующая машина. Самолет с большим трудом покидает тесный цех, чтобы вывести самолет "на волю", работникам предприятия приходится ломать стены.
© Фото : Владимир Бернс
6 из 16
© РИА Новости / Павел КомаровНа Ил-2 применялись первые механические "программные" боевые устройства. На фото – реле пуска реактивных снарядов и реле управления бомбометанием Ил-2 (слева направо). На бомбометателе надпись-инструкция, напоминающая летчику правила его эксплуатации. Восстановление приборов для бомбометания реставраторам не требуется, однако бывает, что приборы находятся в хорошем состоянии.
На Ил-2 применялись первые механические "программные" боевые устройства. На фото – реле пуска реактивных снарядов и реле управления бомбометанием Ил-2 (слева направо). На бомбометателе надпись-инструкция, напоминающая летчику правила его эксплуатации. Восстановление приборов для бомбометания реставраторам не требуется, однако бывает, что приборы находятся в хорошем состоянии.
7 из 16
© Фото : Владимир БернсДИТ (двухместный истребитель тренировочный) – уникальная машина. Самолетов ДИТ было выпущено только три экземпляра, специально для обучения летному мастерству Василия Сталина, сына вождя. Обычные тренировочные машины были одноместными, но отправить в полет одного Василия не посмели и создали специальную модификацию самолета. Фото ДИТ были сделаны во время первых облетов самолета на аэродроме "Евсино" - в шестидесяти километрах от Новосибирска.
ДИТ (двухместный истребитель тренировочный) – уникальная машина. Самолетов ДИТ было выпущено только три экземпляра, специально для обучения летному мастерству Василия Сталина, сына вождя. Обычные тренировочные машины были одноместными, но отправить в полет одного Василия не посмели и создали специальную модификацию самолета. Фото ДИТ были сделаны во время первых облетов самолета на аэродроме "Евсино" - в шестидесяти километрах от Новосибирска.
© Фото : Владимир Бернс
8 из 16
© Фото : Владимир БернсПомещение цеха "Авиареставрации" не позволяет "примерять" крылья самолетов на стапеле, а только на летном поле. Специалисты предприятия научились делать самолеты с такой точностью, что крылья у разных самолетов одной модели взаимозаменяемы. Это в то время, когда на многих крупных авиапредприятиях самолеты собирают поштучно, подгоняя каждую деталь к остальным.
Помещение цеха "Авиареставрации" не позволяет "примерять" крылья самолетов на стапеле, а только на летном поле. Специалисты предприятия научились делать самолеты с такой точностью, что крылья у разных самолетов одной модели взаимозаменяемы. Это в то время, когда на многих крупных авиапредприятиях самолеты собирают поштучно, подгоняя каждую деталь к остальным.
© Фото : Владимир Бернс
9 из 16
© Фото : Владимир БернсСамолет создан в Конструкторском бюро Поликарпова в 1938 году. Является третьей версией И-15. Основное отличие — убираемые колеса. И-15 и И-153 были самыми маневренными машинами своего времени. Из восстановленных в Новосибирске до летного состояния 15-ти таких машин можно было бы составить целую эскадрилью времен войны, если бы раритеты не разлетелись по разным странам и континентам. В России сегодня находится только пять самолетов.
Самолет создан в Конструкторском бюро Поликарпова в 1938 году. Является третьей версией И-15. Основное отличие — убираемые колеса. И-15 и И-153 были самыми маневренными машинами своего времени. Из восстановленных в Новосибирске до летного состояния 15-ти таких машин можно было бы составить целую эскадрилью времен войны, если бы раритеты не разлетелись по разным странам и континентам. В России сегодня находится только пять самолетов.
© Фото : Владимир Бернс
10 из 16
© РИА Новости / Павел КомаровНа фото – две приборные панели МиГ-3 – до и после реставрации. "Мы проводили учебные бои нашего МиГа с учебным реактивным самолетом. Оказалось – в реальном бою МиГ сбил бы его за три минуты за счет более высокой маневренности. Наши самолеты, кстати, не просто умеют летать, они надежнее современных машин", - рассказывает авиареставратор Владимир Бернс.
На фото – две приборные панели МиГ-3 – до и после реставрации. "Мы проводили учебные бои нашего МиГа с учебным реактивным самолетом. Оказалось – в реальном бою МиГ сбил бы его за три минуты за счет более высокой маневренности. Наши самолеты, кстати, не просто умеют летать, они надежнее современных машин", - рассказывает авиареставратор Владимир Бернс.
11 из 16
© Фото : Владимир БернсСпециалисты говорят, что восстанавливать двигатель не имеет смысл. "Нам однажды удалось запустить "родной" двигатель на стенде, и он отработал 10 часов. Но летать на таком моторе нельзя. Никто не знает, сколько двигатель "отвоевал", остаток его ресурса неизвестен. Средняя жизнь самолета на фронте составляла 30 часов, поэтому двигатели рассчитывали всего на 60", - пояснил Владимир Бернс.
Специалисты говорят, что восстанавливать двигатель не имеет смысл. "Нам однажды удалось запустить "родной" двигатель на стенде, и он отработал 10 часов. Но летать на таком моторе нельзя. Никто не знает, сколько двигатель "отвоевал", остаток его ресурса неизвестен. Средняя жизнь самолета на фронте составляла 30 часов, поэтому двигатели рассчитывали всего на 60", - пояснил Владимир Бернс.
© Фото : Владимир Бернс
12 из 16
© Фото : Владимир БернсИл-2 в Самаре открывал и закрывал парад техники. А в перерыве, когда пилот, летчик-испытатель Владимир Барсук находился в зоне ожидания, диспетчер попросил его: "На той стороне Волги военная авиачасть, там людей собралось больше, чем на параде, слетайте, пожалуйста, покажите самолет".
Ил-2 в Самаре открывал и закрывал парад техники. А в перерыве, когда пилот, летчик-испытатель Владимир Барсук находился в зоне ожидания, диспетчер попросил его: "На той стороне Волги военная авиачасть, там людей собралось больше, чем на параде, слетайте, пожалуйста, покажите самолет".
© Фото : Владимир Бернс
13 из 16
© Фото : Владимир БернсОбычно самолеты, подлежащие восстановлению, находят в болотах. "Только болота консервируют машины так, что от них что-то остается, - рассказывает Владимир Бернс.
Обычно самолеты, подлежащие восстановлению, находят в болотах. "Только болота консервируют машины так, что от них что-то остается, - рассказывает Владимир Бернс.
© Фото : Владимир Бернс
14 из 16
© Фото : Владимир БернсИ-16 по прозвищу "ишачок" - одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова. Первый полет на прототипе этого самолета совершил Валерий Чкалов. Один из восстановленных в Новосибирске И-16 приобрел в свою коллекцию Пол Аллен, топ-менеджер "Майкрософт".
И-16 по прозвищу "ишачок" - одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова. Первый полет на прототипе этого самолета совершил Валерий Чкалов. Один из восстановленных в Новосибирске И-16 приобрел в свою коллекцию Пол Аллен, топ-менеджер "Майкрософт".
© Фото : Владимир Бернс
15 из 16
© РИА Новости / Павел КомаровГлавная технология, которую удалось создать, – это оснастка для мелкосерийной реставрации. Оснастка – это приспособления для изготовления деталей самолета. При серийном производстве оснастка, по словам Владимира Бернса, стоит дороже первых нескольких самолетов. А при создании одного самолета каждая деталь изготавливается индивидуально и это также увеличивает его стоимость.
Главная технология, которую удалось создать, – это оснастка для мелкосерийной реставрации. Оснастка – это приспособления для изготовления деталей самолета. При серийном производстве оснастка, по словам Владимира Бернса, стоит дороже первых нескольких самолетов. А при создании одного самолета каждая деталь изготавливается индивидуально и это также увеличивает его стоимость.
16 из 16