Рейтинг@Mail.ru
Все, что вы не знаете о джазе, можно и нужно спрашивать - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Все, что вы не знаете о джазе, можно и нужно спрашивать

Читать ria.ru в
Дзен
Джаз – это запись лучших чувств всего прошлого века, более того, это лучшая часть этого века, уверен Дмитрий Косырев.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Вообще-то это даже немножко смешно: Международный день джаза, 30 апреля. А что, без вот такого "дня" джаз умрет? С другой стороны, если вы любите джаз, то должны оценить юмор ситуации. Ведь мы празднуем нечто, определению не поддающееся.

А это вообще что?

Написаны тысячи книг, включая несколько спорящих друг с другом энциклопедий джаза. Есть целый пантеон героев – Элла Фитцджеральд, Руди Вэлли, Глен Миллер… Но вот так чтобы точно определить, где кончается джаз и начинается нечто другое – никак не получается. Кипят споры. Допустим, группа "Браззавиль", с ее постоянными заездами в Россию и описаниями "бесчисленных оттенков серого" – это что? Ведь не рок же. А, оказывается, это лаунж-джаз. Тот, который тихий, мягкий и склоняющий к задумчивости.

А еще джаз-рок, а еще джаз средиземноморский, латинский, да и русский, кстати. Такое ощущение, что джаз – это и есть мир.

Краткий путеводитель по истории джаза читайте на сайте Weekend РИА Новости >>

Примерно с такими мыслями Организация Объединенных Наций… (все встают по стойке "смирно", барабанщик лупит по всему, что звучит, трубач сейчас разорвет щеки…) в общем ООН, и ЮНЕСКО в частности в ноябре 2011 года решили, что нужен такой день. Сейчас празднуем во второй раз. Был ведь и первый.

И не просто празднуем. Дело в том, что ООН сообщает нам: суть дела – в "повышение степени информированности международной общественности о педагогической роли джаза как силы, содействующей миру, единству, диалогу и расширению контактов между людьми".

Дочитали до конца? Тогда дальше: джаз стирает границы между людьми и создает атмосферу взаимопонимания и терпимости; он же – вектор свободы выражения мнений; является символом единства и мира; снижает напряженность в отношениях между людьми, социальными группами и общинами; способствует гендерному равенству. И еще многое в том же духе.

А в порядке иллюстрации: в этом году столица джаза – Стамбул. И для "стирания границ между людьми", и потому, что это и без всяких ООН очень хороший джаз-город.

Вообще-то не совсем понятно, почему дата – 30 апреля. Что у нас там за джаз-события были в этот день? Вроде никаких. Потому что 29 апреля уже занято, это День танца, а главное – в Америке апрель в целом месяц джаза.

Как-то неофициально. Листики на деревьях распускаются, цветы, бабочки и пчелки – в общем, джаз. Хотя, допустим, если сырой декабрь, в подвальном клубе звучит печальный саксофон – это не джаз, что ли?

ЮНЕСКО собирается акцентировать в ближайшие годы внимание на том, что речь об изначально негритянской музыке, и вообще надо уделить внимание Африке… Что неплохо, но тут только один из источников происхождения джаза.

Строго говоря, он ниоткуда не произошел, просто люди хотели танцевать, и в начале 20-го века везде расплодились маленькие ансамбли для танцев. Скрипка, кларнет, клавиши, ударник – да что угодно. Полная свобода выбора инструментов. Потом пришел новый век джаза – когда нежный кларнет уступил саксофону и трубе. Другой джаз? А он всегда другой. Дальше – век "больших бэндов": Пола Уайтмена, Глена Миллера. И великих вокалистов, ведь раньше человеческий голос разве что звучал в третьем куплете. Тут загрохотала эпоха великого рока, который бросал вызов всему, и джазу тоже. Джаз посмеялся, подвинулся – и живет до сих пор.

Джаз – это запись лучших чувств всего прошлого века, более того, это лучшая часть этого века. Строго говоря, "век джаза" – это всего-то с 1919 года (конец Первой мировой) до 1929, начала Великой депрессии.

После нее джаз изменился, стал серьезнее, загрустил… Но выжил. Так вот, музыкальный портрет века – это и 30-е, когда люди хотели обратно в веселые 20-е, и 40-е – когда воевали в том числе и за то, чтобы вернулись счастливые дни "века джаза", и последующие годы. Когда импровизирующие джазмены раз за разом перерабатывали старые темы тех же 20-х, потом новые темы…

В СССР при товарище Сталине джаз был? Да еще как. Не настолько уж мы были отъединены от мира, чтобы обходиться без джаза. Товарищ Хрущев с джазом боролся? Было. Известно, чем кончилось (и так будет с каждым, кто борется с тем, что людям дорого).

Да, джаз – это свобода: чувствовать, вспоминать, создавать новое. Делать что угодно. На каких угодно инструментах. Джаз-аккордеон? Есть. И солирующий ксилофон. Наверное, даже балалайка в джазе побывала.

Как получилось, что демократичнейшее из искусств стало веселым упреком тому, что называют "попсой"? А так, что любое искусство движется от простого к великому. При этом, как джаз, оставаясь все-таки простым.

Буква "А". С трубой и хриплым голосом

Посол джаза
Виртуоз джаза. Аудиовикторина по творчеству Луи Армстронга
Хотите попасть в мир джаза? Давайте начнем с буквы "А". Потому что это же Луи Армстронг.

Ровесник века, ровесник джаза. Человек с темными пятнами в биографии – ходили слухи, что сидел в тюрьме за то, что кому-то врезал. На самом деле то был лишь детский исправительный лагерь для черных. Но подраться Луи и правда всю жизнь мог, а с учетом его роста и, позже, веса это было серьезно.

Начинал играть… на барабане. А чтобы с таким-то голосом (сорванным) еще и петь? Но в джазе, как оказалось, все можно. Даже стать звездой, оставаясь черным. Ноты не знал (сначала)? Да вы вспомните, кем он вообще был. Подростком из трущоб. В консерваторию бы не взяли. А вот в джазе, повторим, можно все. Даже быть знаменитым негром.

Для него это было важно, всю жизнь. Такая история: в 50-е, когда Армстронг был уже просто богом, его хотели отправить чем-то типа посла мира в СССР. А он отказался, заявив, что не хочет краснеть за свою страну. Потому что у него "прекрасная жизнь в музыке", но во всем остальном он чувствует себя "как любой другой негр". Так никогда и не приехал…

Зато теперь сюда часто приезжает его внук Чарли – на той неделе опять был, выступал вместе с Дмитрием Дибровым (последний – за ударника). О джаз, ты мир… И не только мир, а масса удовольствия.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала