Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Официально, по паспорту, Георгий Вицин родился 23 апреля 1918 года. Но есть данные, что на самом деле он появился на свет годом раньше, в апреле 1917 года, а путаница произошла из-за того, что мама будущего артиста подправила в метрике дату рождения, чтобы его взяли в летний лагерь.
Так ли это или нет, не так уж и важно: жизнь этого всенародно любимого артиста была и остается загадкой для посторонних. Народный артист СССР Георгий Вицин избегал интервью и вообще не любил внимания к своей персоне, никогда не участвовал в шумных актерских вечеринках и светских мероприятиях, не скандалил, не афишировал личную жизнь. Жил очень тихо и скромно. Да и на сцену-то попал, чтобы побороть природную застенчивость. "Нашел природное лекарство", – говорил он потом.
Посмотрите фотоленту: Скромное обаяние Георгия Вицина >>
Несмотря на то, что ярче всего Георгий Вицин запомнился зрителям в роли всевозможных недотеп, жуликов, лгунишек и прохиндеев, в жизни это был человек на редкость порядочный, цельный, последовательный, до последнего вздоха следовавший своим внутренним убеждениям. Недаром смолоду он занимался йогой – что было странно и даже немного вызывающе в те годы. Коллеги вспоминали, что он мог в разгар съемки тихо извиниться и, невзирая на возмущение окружающих, уйти делать свои упражнения.
Благодаря этому в пятьдесят лет он совершенно органично смотрелся в роли 17-летнего недоросля Бальзаминова. И вообще был актером без возраста. Есть такие люди, которые рождаются уже взрослыми, оформленными личностями и умирают, не меняя своих идеалов, в преклонном возрасте. Похоже, именно такой натурой был Георгий Вицин.
О лучших ролях Георгия Вицина читайте на сайте проекта Weekend >>
Если спросить российского зрителя любого поколения про любимые роли, исполненные Георгием Вициным, большинство из нас сразу вспомнят Труса из комедий Леонида Гайдая, Хмыря из "Джентльменов удачи", горе-жениха Мишу Бальзаминова ("Женитьба Бальзаминова"), фантазера-парикмахера Тютюрина ("Неисправимый лгун") или футболиста–неудачника Васю Веснушкина ("Запасной игрок"). Казалось, дар смешить был дан Вицину от рождения – внешность, голос, жесты.
Однако, это не совсем так – гениальным комиком артист мхатовской школы Георгий Вицин стал в весьма зрелом возрасте (и вообще в кино прошел довольно поздно, после 30 лет). До того, как за ним закрепилась маска шута, Вицин дважды сыграл в кино, например, Николая Васильевича Гоголя. Говорят, режиссер Козинцев даже собирался пробовать его на роль Гамлета – но после того, как Вицин снялся в нескольких комедиях, стало понятно, что Гамлет с таким бэкграундом невозможен.
Мы не знаем, мечтал ли Вицин о роли в драме Шекспира (он вообще был человеком крайне замкнутым и не делился своими обидами даже с самыми близкими коллегами). Но в каком-то смысле созданный им воришка и мелкий мошенник по кличке Трус – фигура не менее сложная и философская, чем принц датский.
Легендарная троица из комедий Гайдая – Трус, Балбес и Бывалый, ВиНиМор, как называли их в народе, соединив начальные буквы фамилии актеров Вицина, Никулина и Моргунова, – это вообще один из самых важных культурных кодов советского человека, галерея социальных образов.
Герой Вицина по кличке Трус по сути своей – классический советский "интеллигент", именно в кавычках, потому что не в смысле умный и образованный, а в смысле "очкарик", рефлексирующий, неуверенный в себе, витающий в облаках рохля. Позже Вицин сыграл роль Пана Цыпы в телевизионном кабачке "13 стульев" и это был "интеллигент" другого типа (но тоже в кавычках) – амбициозный невежда, самодовольный всезнайка.
Но сам Георгий Вицин был интеллигентом в самом подлинном, высоком смысле этого слова. Он был блестяще образован (причем в основном занимался самообразованием), много читал, великолепно рисовал. Был, по воспоминаниям всех, кому с ним довелось работать в кино или театре, абсолютным бессеребреником, никогда не гнался ни за славой, ни за наградами.
Есть такая известная актерская байка: начиная снимать "Кавказскую пленницу", Гайдай обещал выдавать бутылку шампанского за каждую смешную идею. Говорят, Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов – 18, а Вицин – одну. Приз был не тот – он был человеком принципиально непьющим (попробовал, понял, что это не для него, точно так же, как после первой затяжки решил, что никогда не будет курить). Но добрая часть гэгов и шуток, которые знают наизусть уже несколько поколений зрителей, принадлежит именно ему.
Когда в 2001 году Георгия Вицина положили в больницу, журналисты, которые попали к нему домой, вдруг обнаружили что жил Народный артист СССР в такой скромности, которую честнее было бы назвать нищетой. До последнего дня он работал в театре, пока мог выступал с концертами и никогда никого ни о чем не просил.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции