Рейтинг@Mail.ru
Светлана Захарова: "звезда" не имеет права на ошибку - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Светлана Захарова: "звезда" не имеет права на ошибку

© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкНародная артистка России, прима-балерина Большого Государственного Академического Театра Светлана Захарова. Архив
Народная артистка России, прима-балерина Большого Государственного Академического Театра Светлана Захарова. Архив
Читать ria.ru в
Творческий вечер примы-балерины Большого театра, народной артистки РФ, этуали миланского Ла Скала Светланы Захаровой состоится 21 апреля на основной сцене исторического здания ГАБТа. О предстоящем выступлении, а также о постановке "Онегина" в Большом, своей дочери и планах на будущее артистка рассказала РИА Новости.

Творческий вечер примы-балерины Большого театра, народной артистки РФ, этуали миланского Ла Скала Светланы Захаровой состоится 21 апреля на основной сцене исторического здания ГАБТа. О предстоящем выступлении, а также о постановке "Онегина" в Большом, своей дочери и планах на будущее артистка рассказала в беседе с корреспондентом РИА Новости Наталией Куровой.

- Стать балериной — это была ваша мечта или желание родителей?

— Признаюсь — это было, прежде всего, желание моей мамы, которая мечтала стать балериной, но не случилось, и она решила, что осуществлением ее мечты стану я. Надеюсь, оправдала ее ожидания.

- С позиции своего опыта и статуса, как вы считаете, что главное для балерины — природные данные или хорошая школа и упорный труд?

— Все вместе, конечно. Но я уверена, что каждый человек рождается со своей судьбой и как бы он ни пытался ее изменить, ни старался уйти от нее, отклоняясь в одну или другую сторону, все равно будет так, как определено свыше. Конечно, без природного дара просто не примут в училище, но если не прикладывать никаких усилий, ничего не получится — можно только растерять и загубить свой талант. Но его можно развить и приобрести, если постараться и не лениться.

© РИА Новости / Алексей Куденко | Перейти в медиабанкСветлана Захарова в роли принцессы Авроры в сцене из балета П.И. Чайковского "Спящая красавица"
Светлана Захарова в роли принцессы Авроры в сцене из балета П.И. Чайковского Спящая красавица

- Сколько лет вы учились?

— У меня получилось чуть меньше, чем у моих коллег. Дело в том, что, поступив в Киевское хореографическом училище и прозанимавшись там полгода, я вынуждена была прервать обучение, потому что папу — он у меня военный — направили служить в Германию. И мы всей семьей туда переехали. Ну а после вывода наших войск я вновь вернулась в свой класс. Затем после участия в конкурсе имени Вагановой в Питере, где я завоевала второе место (среди конкурсантов я была самая маленькая, окончила только первый курс, а, в основном, участвовали студенты 2-го и 3-го курсов), меня пригласили продолжить образование в Вагановском училище и взяли сразу на третий курс. В истории академии такого никогда не было. Так что я все время перепрыгивала и перепрыгивала.

- Так получилось, что вы прошли три школы — киевскую, ленинградскую и московскую. Для вас это было каждый раз преодолением?

— Скорее, дополнением. Тем более что, когда я училась в Киеве, мой педагог учила нас по методике Вагановой, поэтому изначально я была ориентирована на ленинградскую балетную школу. И когда пришла в Вагановское училище, у меня не было сложностей. А что касается Москвы, то здесь мне пришлось перестраиваться. Москва отличается от Петербурга, и сцена Большого театра требует больше экспрессии, открытости, свободы, выходящей за строгие рамки, в которых нас держали в Вагановской школе и Мариинском театре. В Большом каждый танцовщик имеет право и возможность пробовать разное и использовать свои возможности на все 100%.

- Как вам кажется, какова роль русской балетной школы сегодня в мире?

— Российская школа держит свою планку, и время от времени в российском балете обязательно появляется какая-то яркая личность — "выстреливает звездочка". Талантливых детей в стране много, и педагоги в наших хореографических школах замечательные. Сегодня практически нет театра в мире, где бы не выступали наши танцовщики и не преподавали наши учителя. Если Запад сориентирован на современную хореографию, то русская школа сильна прежде всего в классике.

© РИА Новости / Валерий Мельников | Перейти в медиабанкСветлана Захарова в роли принцессы Авроры в сцене из балета П.И. Чайковского "Спящая красавица"
Светлана Захарова в роли принцессы Авроры в сцене из балета П.И. Чайковского Спящая красавица

- Вы признаны в мире как эталон исполнительницы классического балета…

— Классика в балете — это самое сложное, и не только для меня. Классику в мире хорошо танцуют единицы. Но мне интересно владеть и движением современной хореографии. Я считаю себя разноплановой балериной. Когда выезжаю со своими сольными концертами, то в моей программе, в основном, современная хореография. Классику я люблю танцевать в спектакле. Сейчас я усиленно работаю над современным репертуаром. Хочется работать в разных жанрах. Мне это важно и интересно.

- В программе вашего творческого вечера в Большом театре будет представлена современная хореография?

— Обязательно. На вечере в первом отделении я покажу балет "Маргарита и Арман" в постановке Фредерика Аштона — это не современный балет и не чистая классика, я бы назвала это неоклассикой, драматическим спектаклем, где главный акцент на эмоциях и чувствах. Мой партнер здесь — премьер Сергей Полунин. Второе отделение полностью отдано современной хореографии, а в третьем — "Драгоценности" Баланчина, где я танцую целый акт из "Бриллиантов".

- Насколько вам, с вашим опытом и в вашем статусе, нужны и важны педагоги-репетиторы?

— Я считаю, что всем танцовщикам — от начинающих до самых опытных — необходим взгляд со стороны. Педагоги могут подсказать и указать на погрешности, ошибки, неточности, которые мы сами, репетируя перед зеркалом, не всегда замечаем. Начиная со школы и до сего дня перед выходом на сцену не только в России, но и выступая на сценах разных театров мира, я обязательно прошу, чтобы на репетиции был педагог. И внимательно прислушиваюсь и к замечаниям, и к новым предложениям, которые они высказывают. Это полезно. Что касается того, насколько я следую предложениям, то это происходит по-разному. Бывает, что остаюсь при своем мнении, а иногда воспользовавшись советом, стараюсь попробовать сделать роль в несколько ином ключе. Ведь одни и те же па-де-де, вариации, движения можно в каждом спектакле исполнить по-новому.

- Как вы относитесь к своей славе и мировому признанию? Такая известность не тяготит?

— Тот, кто говорит, что устает от внимания и его тяготит слава, как мне кажется, просто лукавит. Для меня это не груз, наоборот, я чувствую удовлетворение. Это то, к чему я стремилась начиная со школы, постоянно и упорно работая. И буду это делать дальше, строя свою балетную карьеру. Но, конечно, когда находишься в определенном статусе "звезды", в разы повышается ответственность, и ты не имеешь права на какие-то ошибки. Поэтому приходится работать все больше и все усерднее.

- Насколько сложно входить в спектакль в разных театрах, работать с новыми партнерами в незнакомом балетном ансамбле?

— Я так давно разъезжаю по миру и выступаю в разных театрах, что для меня это уже привычное дело. Конечно, важно быть коммуникабельной, собранной. И постараться приехать заранее, чтобы, если надо, успеть выучить, порепетировать, создать дуэт.

- Вам удается хотя бы иногда отдыхать?

— Настолько выматывает гастрольная жизнь и огромное количество спектаклей, что без перерыва невозможно. Я специально оставляю время для отдыха и не соглашаюсь ни на какие выступления. Тем более что теперь я уже понимаю, что лучше что-то пропустить, чтобы потом сделать больше и лучше. Но даже во время отдыха все равно мысли мои — о балете. А через какое-то время уже хочется скорее вернуться в зал и что-то делать, пробовать, репетировать. Недаром, балет называют добровольной каторгой. Но балет — это моя жизнь, моя профессия, в которой я с 10-летнего возраста и без которой я не могу существовать.

- Многие балерины ради этой профессии отказывают себе в главном женском счастье — материнстве. У вас были раздумья по этому поводу?

— У меня не стоял вопрос — быть или не быть. Я и вся моя семья ждали этого, и поэтому, когда появилась на свет моя дочка, все были счастливы. Я, и мой муж, и мама. Рождение ребенка — особый, важнейший момент в моей жизни. Имя Анна дали по святцам — церковному календарю. Поскольку я и муж — скрипач Вадим Репин — часто разъезжаем, то воспитание Анечки на себя взяла моя мама. Вначале она посвятила свою жизнь мне, а теперь целиком отдается заботам о внучке. Но я все-таки не круглый год на гастролях, тем более когда выпадают длительные выступления — мы выезжаем всей семьей вместе с Анюткой. И тогда, где бы ни выступала, я чувствую себя как дома. И муж прилетает туда, где мы находимся. Так что мы всегда стремимся навстречу друг другу.

© РИА Новости / Валерий Левитин | Перейти в медиабанкСветлана Захарова с супругом Вадимом Репиным принимают участие в ужине в честь концерта "Иконы русского балета"
Светлана Захарова с супругом Вадимом Репиным принимают участие в ужине в честь концерта Иконы русского балета

- Вы счастливы в личной жизни?

— Да, счастлива. Мы оба служим искусству: я балету, а муж музыке. Мы с ним понимаем друг друга. Любим вместе ходить на спектакли и на концерты, а потом обсуждаем увиденное. Многие говорят, что как только покидают стены театра, тут же забывают о нем и переключаются на другие дела. Мы же постоянно и думаем об искусстве и говорим — у нас это получается как-то само собой. Музыка и балет существуют вместе, вот и мы рискнем, если получится, впервые выступить вместе на фестивале в Швейцарии, где проходит фестиваль искусств, в котором представлены самые разные жанры: встречаются певцы, танцовщики, музыканты, чтецы. Нас уже много лет приглашали на этот форум, и мы нашли, наконец, свободное для обоих "окошко" в наших графиках. Выступим с совместным проектом, где Вадим будет играть, а я танцевать под его музыку.

- В Большом начались репетиции нового балета "Онегин", где у вас главная женская партия…

— Этот знаменитый балет Джона Крэнко давно и с огромным успехом идет по всему миру, и странно, что до сих пор его не было в России. Некоторые российские танцовщики выступали в этом балете, но для меня это будет первая встреча и настоящая премьера. Очень волнуюсь, как это все получится. Моя героиня — Татьяна Ларина — образ очень русский, чистый. "Татьяна (русская душою…)", — как сказано у Пушкина. Конечно, всегда перед такими ролями перечитываю оригинал, изучаю отзывы, комментарии современников Пушкина. Но либретто редко совпадает с авторским текстом. Иногда сильно, иногда не очень, но все равно это адаптация под балет. Понимание образа, характера и поведения Татьяны надо черпать, конечно, из пушкинского произведения. Приступая к новой работе, вначале выучиваешь хореографию — она здесь не простая, с очень сложными поддержками, дуэтами, а потом, во время работы, в процессе репетиций начинаешь наполнять танец психологизмом, думать над образом. Конечно, очень помогает музыка Чайковского.

"Онегин" — красивый балет, прекрасная хореография. Но для меня всегда важна, прежде всего, моя роль. Каждый раз, даже в партиях, которые танцуешь давно, обязательно находишь что-то новое даже по прошествии многих лет. Наша уникальная классика не имеет границ. Чем модерн отличается от классики? Я это заметила по своему опыту. Модерн станцуешь несколько раз основательно — и это уже в тебе. Ты делаешь чистую хореографию, и с каждым разом тебе все легче и легче исполнять. Что касается классики, то все время надо добиваться ее расположения. Это бесконечные каторжные репетиции, на которых отрабатываешь не только технику, но думаешь над образом, стараешься его глубже постичь.

- В завершение беседы традиционный вопрос о предстоящих планах.

— После творческого вечера в Большом театре сразу вылетаю в Милан, где танцую "Жизель" на сцене Ла Скала. Затем в мае у меня три сольных концерта в Италии, "Жизель" в Праге, где я выступаю впервые. После возвращаюсь в Москву, где у меня спектакли в Большом театре. А параллельно начнется финальная подготовка к выпуску балета "Онегин", премьера которого планируется на июль.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала