Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
В Китае свирепствует новая разновидность птичьего гриппа. Птичий грипп не новинка, за последние 15 лет его вспышка наблюдается в мире уже в третий раз. И на этот раз он, скорее всего, обойдет нас стороной. Но самой большой ошибкой будет относиться к нему как к гриппу. Это уже не грипп, а гораздо более опасная болезнь.
После десятилетнего перерыва в Китае вновь объявился птичий грипп. По данным СМИ на этот понедельник, зафиксировано 60 случаев заболевания, 13 человек скончались. По данным, подтвержденным Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), заболел 51 китаец, из которых 11 уже умерли.
На российско-китайской границе приезжих из КНР проверяют врачи-эпидемиологи. Однако риск проникновения новой разновидности птичьего гриппа H7N9 в нашу страну сохраняется, потому что обычными санитарно-эпидемическими барьерами остановить его нельзя.
Эту смертельно опасную разновидность вирусной инфекции дыхательных путей человека вообще только условно можно называть гриппом. Относительно путей заражения ею человеком у эпидемиологов на сегодня больше вопросов, чем ответов. Пока считается, что заразиться можно только при прямом контакте с птицами, не прошедшими кулинарную обработку, а от человека человеку болезнь не передается. И это — единственная надежда на то, что и этот новый птичий грипп останется внутренним делом Китая и, возможно, сопредельных к нему стран Юго-Восточной Азии, а нас не затронет.
Откуда он взялся
Оттуда же, откуда две предыдущие вспышки птичьего гриппа — от диких и домашних птиц, которых разводят в Юго-Восточной Азии. Вирусы гриппа, как и всех остальных вирусных инфекций на Земле, не занесли инопланетяне и не создали ученые-мизантропы в секретных лабораториях, эти вирусы испокон веку циркулируют в так называемых природных очагах.
Пути циркуляции вирусов гриппа в природе хорошо изучены и давно известны. Природный очаг вирусов — дикие водоплавающие птицы, гуси и утки. От них заражаются другие птицы, в том числе домашние. Например, нынешний вирус H7N9 обнаружен экспертами ВОЗ в битой птице с китайских рынков на востоке страны — в курах, утках и голубях.
Чем он опасен
Дело в том, что классический путь вирусов гриппа от домашней птицы к человеку всегда проходил через фильтр другой домашней живности, уже более близкой по своей физиологии и анатомии к человеку, чем птицы. Сначала птичьими вирусами заражались свиньи, лошади, овцы. Одни вирусы в них сразу погибали, другие приспосабливались — и болели или даже погибали уже домашние животные. И только этими последними вирусами, приспособившимися к организму млекопитающих, имел шанс заразиться человек.
Некоторыми из них действительно заражались люди, и затем эти уже "человеческие вирусы" жили своей жизнью, тысячелетиями циркулируя в человеческих популяциях. Человеческий организм к ним со временем привык настолько, что ничего, кроме насморка и легкого недомогания, они уже не вызвали.
Вирусы гриппа так устроены, в них довольно часто происходят мутация и реассортации (последнюю процедуру лучше всего сравнить с перетасовкой колоды карт: гены остаются такими же, но при очередной сдаче меняются местами, и свойства вируса, в том числе его болезнетворность, изменяются).
Несколько раз в столетие происходит особо неудачная для людей мутация или реассортация, и тогда появляется косящая людей миллионами "испанка" или "гонконгский", "русский", "свиной" и другие разновидности человеческого гриппа с повышенной летальностью. Но с ними, по крайней мере, все ясно: и происхождение вируса, и его циркуляция, и причины повышенной летальности, и, поскольку это известно, понятен и путь борьбы с такими эпидемиями — вакцинация соответствующими штаммами вируса.
А в случае птичьего гриппа происходит нечто из ряда вон выходящее: человек заражается напрямую от птиц чисто птичьим вирусом, не прошедшим через фильтр других млекопитающих организмов. По идее, такого вообще не должно быть, ведь птицы по своей физиологии и биохимии гораздо ближе к змеям, черепахам и крокодилам, чем к человеку. Не болеем же мы змеиными и крокодильими вирусными инфекциями, а тут напрямую заражаемся птичьими, и не только заражаемся, но и умираем.
Чем он отличается
За последние 15 лет птичий грипп посещает нас уже третий раз. Первая его вспышка была зарегистрирована в Гонконге в 1997-98 годах. Тогда от него здесь заразилось 18 человек, 6 из которых умерли.
Вторая вспышка произошла в декабре 2003 года во Вьетнаме. Случаи заболеваний этим гриппом были зарегистрированы в 10 странах ЮВА, тяжелее всего ситуация была во Вьетнаме. Здесь экспертами ООН были верифицированы 25 случаев заражения, причем 19 заразившихся скончались. В других девяти странах жертв не было или они измерялись единицами.
Сейчас число зараженных в Китае уже около полусотни, больше десяти умерли. Но на самом деле их может быть больше, во всяком случае, ВОЗ прямо намекает на то, что власти Китая могут скрывать информацию: "На сегодняшний день имеется ограниченная информация для определения того, отражает ли зарегистрированное число случаев заболевания некоторые или все действительно имеющие место случаи заболевания. Учитывая тот факт, что в настоящее время сообщается о некоторых относительно легких случаях заболевания, можно предположить, что есть и другие такие случаи, которые не выявляются и не регистрируются".
Нетрудно заметить, что свирепость птичьего гриппа от случая к случаю нарастает. К тому же, если в первых двух случаях это был вирус типа А(Н5N1), то на этот раз он другой —
A(H7N9). Вирус типа H7 регистрировали и во время вспышки птичьего гриппа 2003-2004 годов — у кур в Пакистане и американском штате Делавэр. Но тот ли это был вирус, пока не ясно, во всяком случае, в США никто из персонала зараженной птицефабрики не заболел, а что на самом деле было в Пакистане, экспертам ВОЗ осталось неведомым.
Как им заражаются
На этот счет пока есть только предположения, которые основаны на данных по предыдущему вирусу А(Н5N1), изученному экспертами ВОЗ довольно хорошо. По их данным, заражение происходит двумя путями: алиментарным (через рот), когда в пищу попадает сырая кровь зараженных птиц, и воздушно-капельным — при разделке зараженных птичьих тушек. От человека человеку этот вирус не передается, уверены в ВОЗ, и потому в августе 2011 года опубликовали свое окончательное заключение о том, что даже "эволюция вируса не увеличивает риск общественному здоровью".
На этот раз прошло слишком мало времени, чтобы делать подобные заключения относительно нового вируса A(H7N9). Но уже первые выводы экспертов ВОЗ не столь оптимистичны. Свидетельств передачи его от человека человеку на сегодня нет, говорят они, но исключать его нельзя, потому что:
а) два верифицированных случая заражения в Китае произошли в двух "семейных кластерах", где их члены "были в тесном контакте";
б) генетический анализ вирусов "предполагает их адаптацию к млекопитающим, и эта адаптация может происходить".
В переводе на нормальный язык, это означает, что на этот раз птичий грипп может пробить ранее непроходимый для него барьер на пути прямой передачи от птиц к человеку, и остается только надеяться, что этого все-таки не случится. Иначе — пандемия опасной вирусной инфекции, вакцина против которой появится в лучше случае через несколько месяцев.
Как от него уберечься
Об этом уже рассказал главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. Надо поостеречься посещать Китай. Все остальные меры, перечисленные им, касаются скорее государства, чем отдельных его граждан: уничтожение зараженной птицы, противоэпидемические мероприятия на границе, своевременный карантин возможных вирусоносителей.
К этому можно добавить еще то, что особенно острожными надо быть охотникам на дичь. Возвращающиеся с зимовки перелетные птицы эпидконтроль не проходят. Ну а всем остальным внимательно смотреть, что они едят. По данным ВОЗ, вирусы птичьего гриппа гарантированно погибают при температуре 70º С.
Но главное — выйти из-под гипноза слова "грипп". Формально, по типу вируса это грипп, но фактически другая и более опасная болезнь. Не до такой степени, конечно, как СПИД, чума, проказа или даже тот же сифилис, и вполне лечится, как любая вирусная инфекция. Но только если сразу ее лечить, а не относится, как к обычному гриппу, мол, сам пройдет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции