МОСКВА, 3 апр — РИА Новости. Комитет гражданских инициатив экс-министра финансов Алексея Кудрина, являясь "фабрикой мысли" и альтернативой нынешнему политическому курсу, выступая с заключениями по ключевым проблемам, за год работы стал авторитетной площадкой для обсуждения тенденций в политике, говорят опрошенные РИА Новости политологи. При этом они отмечают, что большая часть инициатив, выдвигаемых этой структурой, пока не востребована властью.
С другой стороны, по мнению экспертов, выдвижение альтернативных предложений — это пока максимум, что можно сегодня сделать.
Эксперты также считают правильным решение Кудрина отказаться от создания собственной партии и заниматься аналитикой, предполагая, что и в дальнейшем КГИ останется платформой для объединения гражданского общества.
Кудрин возглавлял Минфин в течение почти 11 лет, но осенью 2011 года был отправлен в отставку из-за разногласий с тогдашним президентом РФ, ныне премьером Дмитрием Медведевым по ряду ключевых вопросов финансовой политики, в частности, по поводу расходов на военные цели. Взяв небольшую паузу, 5 апреля 2012 бывший глава Минфина объявил о создании Комитета гражданских инициатив, членами которого стали 35 человек, в том числе известные политики, экономисты и журналисты. По словам самого Кудрина, после вступления Владимира Путина на президентский пост (май 2012 года) ему неоднократно поступали предложения вернуться в большую политику и занять определенные должности, однако он от них отказывался из-за несогласия с политическим курсом. В то же время Кудрин не раз заявлял, что сохранил с Путиным дружеские отношения, а сам глава государства отмечал, что прислушивается к мнению экс-министра финансов.
Авторитетная площадка
Большинство экспертов позитивно оценивают проекты Комитета гражданских инициатив, отмечая, что Кудрину удалось создать авторитетную экспертную площадку.
"То, что делает Алексей Кудрин, выглядит достойно. Он действительно пытается разрабатывать какие-то проекты, программы, они, в общем-то, в русле общей политики России. Можно говорить, что есть какие-то спорные идеи, есть, на мой взгляд, вполне адекватные. Но как минимум Кудрин, на мой взгляд, создал достаточно авторитетную площадку", — сказал РИА Новости политолог Евгений Минченко.
При этом в КГИ, по мнению эксперта, "очевиден перекос в сторону идеологических либералов, людей, которые мыслят в первую очередь какими-то лозунгами, а не пытаются разобраться в реалиях". С другой стороны, Минченко отметил высокое качество докладов и экспертиз, которые разрабатывает комитет.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин также считает деятельность КГИ успешной. "Это интеллектуальная площадка для обсуждения тенденций в политике и в законотворчестве. Я думаю, что интерес представляют здесь различные проекты, в том числе региональные. Там идет речь о подготовке молодых политических и общественных деятелей, которые могли бы активно работать на региональном уровне, на муниципальном уровне. Если учесть, что прошло не так много времени и уже запущен целый ряд инициатив, я бы оценил эту работу, эту деятельность как эффективную", — сказал Макаркин РИА Новости.
За этот год эксперты Комитета гражданских инициатив выступили с целым рядом серьезных экспертных оценок и заключений по ряду ключевых проблем, затронули вопросы изменения избирательного законодательства, выборов губернаторов, пенсионной реформы, а также реформы правоохранительной системы, отметил эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов.
Формирует альтернативу
В то же время политологи обращают внимание на то, что большая часть инициатив КГИ не востребована властью.
"Это связано с тем, что курс государства ровно противоположный", — считает Слатинов.
По мнению Макаркина, добиться большего сейчас сложно. "Этот комитет не просто обращает внимание на те проблемы и ошибки, те риски, которые связаны с проведением так называемой консервативной волны, но и предлагает свои альтернативы… Я думаю, на сегодняшний день — это максимум того, что возможно сделать", — говорит он.
Подобной позиции придерживается Минченко, отмечая, что "Кудрин предлагает другой путь движения". "На мой взгляд, очень важный момент, что это логика благожелательного оппонирования по отношению к тому же Путину, с которым, насколько я понимаю, Алексей Леонидович сохраняет дружеские отношения", — сказал он.
В свою очередь президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, в отличие от своих коллег, более сдержано оценивает результаты деятельности КГИ за прошедший год, отмечая, что с содержательной точки зрения эта организация не преподнесла больших сюрпризов. "Изначально проект был интересен тем, что в ситуации, когда все бросились создавать партии, он был альтернативой партийному формату самоорганизации оппозиционеров, с одной стороны, и точно так же, альтернативой Координационному совету оппозиции, как проекту уличной оппозиции", — сказал он РИА Новости.
"Идея выстраивать оппозиционную среду от координации сил гражданского общества, в принципе, неплохая перспектива. Но не могу сказать, что на этом направлении сделано что-то, что вывело бы комитет на какой-то новый уровень и сделало бы его по-настоящему влиятельной организацией за минувший год", — добавил эксперт.
Фабрика мысли
Ремизов назвал КГИ аналогом Института современного развития (ИНСОР), который возглавляет Игорь Юргенс. Он же является и членом комитета Кудрина. "Комитет гражданских инициатив — это ИНСОР сегодня, условно говоря, потому что примерно тот же кадровый состав перекочевал в эту нишу", — сказал он. Между тем конъюнктурный интерес к инициативам КГИ ниже, чем к разработкам ИНСОРА, "потому в случае с ИНСОРом речь шла о предположительно медведевском мозговом центре", считает эксперт.
Политолог также выразил мнение, что Кудрин стал менее интересен для политического класса и СМИ, поскольку "им была утрачена эксклюзивная позиция".
"Он был эксклюзивен в своем прежнем качестве — министра финансов, влиятельного, могущественного, который одновременно является ориентиром и для многих оппозиционных либералов, и имеет очень серьезные позиции во власти. И он был эксклюзивен в период политического обострения зимы 11-го — 12-го годов, когда тоже был фигурой, которая, с одной стороны, пользуется доверием Путина, с другой стороны, рассматривается как своя, как дружественная для части оппозиции", — отметил политолог.
Макаркин же сказал, что Кудрин выступает в двух ипостасях: с одной стороны, в качестве эксперта высокого уровня в экономической сфере, к оценкам которого прислушиваются, с другой — экс-министр финансов сейчас работает в новой для себя области — сфере гражданского общества.
По мнению Минченко, Кудрин не стал брать политическое знамя, выбрав "роль синктенка (мозгового центра) фабрики мысли". Это, на взгляд эксперта, было верным ходом.
Слатинов также считает, что решение Кудрина уйти в аналитическую сферу, "где его усилиями будет консолидировано либеральное сообщество", было наиболее правильным.
Перспективы КГИ
Рассуждая о перспективах КГИ, эксперты выразили предположение, что организация останется платформой для объединения гражданского общества и не будет преобразована в партию.
В демократической части политического спектра уже существует много разных партий, электораты которых частично пересекаются, поэтому появление еще одной политической силы вряд ли будет носить продуктивный характер, считает Макаркин. "Кроме того, трансформация комитета или части комитета в политическую партию может создать проблемы с работой в сфере гражданского общества", — считает эксперт, отмечая, что в гражданском обществе есть люди разных политических взглядов.
"Понятно, что Кудрин как человек с опытом и весом хочет участвовать лишь в тех партийно-политических проектах, которые имеют серьезные шансы на успех. А пока, если что-то начать делать, то эти шансы далеко не гарантированы. Поэтому, мне кажется, в этой нише он и будет существовать в ближайшее время", — сказал, в свою очередь, Ремизов.
Слатинов отметил, что трансформация КГИ в партию будет зависеть от политической ситуации в стране."В нынешней ситуации форма деятельности КГИ вряд ли изменится…Но если ситуация изменится и мы получим серьезные перемены, связанные с правительством… тогда не могу исключать, что имеющийся задел в виде проектов, программ может быть использован в рамках партийного проекта", — сказал он.