Рейтинг@Mail.ru
Раздраженный Пелевин - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Раздраженный Пелевин

© Фото : Издательство "Эксмо"Обложка книги Виктора Пелевина "Бэтман Аполло"
Обложка книги Виктора Пелевина Бэтман Аполло
Читать ria.ru в
Такое впечатление, что поэтика Пелевина исчерпала сама себя, и писатель в новом романе "Бэтман Аполло" начинает заниматься самопоеданием, считает Николай Александров.

Николай Александров, литературный критик, для РИА Новости.

Новый роман Виктора Пелевина "Бэтман Аполло" – нелегкое чтение, и преодолеть пятисотстраничное пространство второй части вампирской эпопеи (первая выходила под названием "Empire V") – занятие, требующее, мягко скажем, некоторого напряжения.

Насколько оправданными подобные усилия покажутся любителям творчества едва ли не самого популярного на сегодняшний день российского автора – вот в чем проблема.

Тем не менее, роман, разумеется, обречен на внимание российской читающей аудитории. Бренд "Виктор Пелевин" доказывает свою литературную состоятельность (и востребованность у публики) уже на протяжении двух десятилетий.

Пелевин умудряется оставаться актуальным, новым, модным и авторитетным автором, несмотря на изменения социальные, эстетические, политические. Уже и гораздо более юные писатели испытали успех и отошли в тень – а Пелевин все впереди на лихом коне своей фантастической прозы. Можно только удивляться тому, как долго он остается на гребне волны.

В этом смысле новый роман можно воспринимать как некий симптом усталости. Дело даже не в том, что пелевинский "Бэтман Аполло" продолжает эксплуатировать художественный мир, открытый в романе "Empire V" – в конце концов, почему бы и не достроить вампирскую вселенную, не описать во всех подробностях лабиринты инобытийного мира, не вывести еще раз на сцену уже знакомых героев.

Дело в другом – такое впечатление, что поэтика Пелевина как бы исчерпала самую себя, Пелевин как будто начинает заниматься самопоеданием. И это печально.

Виктор Пелевин не просто признанный лидер российского постмодернизма, он еще и один из самых вдумчивых авторов, то есть авторов, позволяющих себе рассуждать и философствовать.

Более того, в своих рассуждениях он как бы восстанавливает сам статус философского дискурса, заново осмысляет категориальный аппарат, проясняет или вводит – пусть и в свойственной ему манере – экзистенциальные, онтологические, конспирологические понятия.

Взять тот же "дискурс", например, играющий столь существенную роль в романе "Empire V" и вновь возникающий в "Бэтмане Аполло". При этом Пелевин ироничен, пишет с юмором, легко превращает роман в фельетон, не чурается карикатурности и социальной актуальности.

Отрывок из романа Виктора Пелевина "Бэтман Аполло" >>

И все эти особенности вроде бы в новом романе тоже присутствуют. Социальность и фельетонность, политическая сатира – пожалуйста, повествование пестрит намеками на протестные манифестации, процессы и события, волновавшие общество в последнее время. Фантастика с явным привкусом мистицизма – сколько угодно. Гендерные проблемы и легкий налет эротики (кстати, Пелевин на удивление целомудрен, несмотря на языковую раскованность) – и это тоже есть. Философия и мистика – и этого предостаточно. Все есть, но изменения тоже налицо.

Начать с того, что Пелевин стал тяжеловесен. Ему не всегда теперь удаются шутки. Его "забавная" этимология и игра словами лишена прежнего блеска. Его категориальный аппарат потускнел.

В "Бэтмане Аполло", скажем, Пелевин пишет о социальном протесте, представляя его как один из способов манипуляции обществом – и выглядит это вполне банальным тезисом. И недовольство современной цивилизацией с ее жаждой потребления и наживы, нападки на современное сознание (и западное, и отечественное), и презрение к критикам и собратьям по перу – все это уже было и теперь производит впечатление раздраженного брюзжания.

Наконец, и буддийские симпатии – даже настоящая апология буддизма – кажутся излишне суггестивными, это если мягко говорить. А главное – неоправданно пространными.

Псевдофилософские разговоры, разъяснения мистических тайн, онтологические откровения растягиваются на множество страниц, и производя впечатление какой-то бесконечной мантры, непрекращающегося заклинательного бормотания.

Невольно возникает вопрос – зачем так долго, так монотонно утверждать свою правду? Не затем лишь только, что самому автору она невнятна?

Пелевин как будто топчется на одном месте, настойчиво убеждая нерадивого читателя – мир делает все, чтобы обмануть человека, внушить ему определенный образ мыслей (точнее – рефлексию как таковую), неправильные представления о том, что такое личность, что такое существование, Бог.

За что "поколение П" любит Виктора Пелевина >>

На самом же деле, никакой личности нет, и души нет, и сознания нет. В принципе, нет и бытия – есть лишь поток всеобщего небытия (Великий Вампир). И высшее блаженство в том, чтобы в этом Небытии раствориться.

Все радости призрачны, впрочем, призрачны и страдания. Все социальные усилия – не более чем суета. Иллюзорный, тщетный соблазн завладел миром и заслонил собой истинное положение вещей – то есть, на самом деле, тот простой факт, что нет никаких вещей, а есть лишь внушенные разумом о них представления.

Все это уже у Пелевина было, все это им повторялось не один раз. Только в "Бэтмане Аполло" Пелевин проповедует с какой-то ворчливой злостью, с агрессией прозелита (что, в общем, странно, если учесть, что это буддийский прозелитизм), не щадя ни чужих, ни "своих" (Владимира Сорокина, например).

И показательно, что роман завершается уже откровенно публицистическим внесюжетным Приложением, таким яростным, сердитым восклицательным знаком. Зачем это?

Наверное, все-таки это усталость. Усталость, порождающая гнев. Не всегда праведный.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала