Ее считают исконно русским изобретением, хотя на самом деле это не совсем так: к созданию гармоники действительно приложил руку славянин, но это был чех, приехавший из Польши. Этот иструмент называли "инструментом пьяных ямщиков и влюбленных дворников" — а между тем гармошка изначально звучала только в домах богатых людей…
Органных дел мастер Киршнек и оружейник Сизов
"Франтишек Киршнек приехал в Санкт-Петербург по приглашению императрицы Екатерины II чинить органы. Он был известным талантливым органных дел мастером, — рассказывает заведующая отделом "Музей русской гармоники им. А. Мирека" МО "Музей Москвы" Наталья Мирек. — У Киршнека был небольшой станочек по настройке органов, где он впервые и использовал в 1783 году свободно проскакивающие язычки, как раз те самые, что сегодня звучат в гармонике".
Сначала наслаждаться разливами гармони могли лишь состоятельные люди — статус массового народного инструмента она обрела позже.
"Мы считаем, что производство непосредственно народной гармоники впервые было налажено в Туле,- говорит Наталья Мирек. — За основу была взята австрийская или немецкая гармошка, которую привез с Нижегородской ярмарки оружейник Сизов".
Оружейных дел мастер Иван Евстратьевич Сизов как-то поехал на ярмарку покупать лошадей. Услышав, как какой-то цыган играет на тогда еще диковинном инструменте, Сизов не смог удержаться — и вместо коней привез домой гармонику.
"Кстати, первые тульские гармошки делали оружейники, — рассказывает Наталья Мирек, — потому что главное в изготовлении инструмента — это планка, которую надо отлить, сделать необходимые проемы, наклепать "голоса". Для этого необходимо было владеть навыками кузнечного дела. Пока производство гармоники еще не было налажено в артелях, ее создавали отдельные мастера. На это уходило по нескольку месяцев. Стоила такая гармошка почти столько же, сколько и крестьянская кормилица — корова".
Тульская гармошка стала прародительницей остальных, не менее знаменитых российских гармоник. Например, саратовской: на левой стороне этой гармони подвешены два колокольчика, по которым во время игры ударяют молоточки.
Саратовская — одна из самых громких гармошек. Если гармонист играл на одном берегу Волги, то его прекрасно слышали на другом. Кстати, именно под такую гармонь пела королева русской песни Лидия Русланова.
Ливенка и солнечные зайчики
Удивительно, но только в России в каждом регионе сложилась своя модель гармоники.
Например, Орловскую землю прославила уникальная ливенка, на которой и страдания играли, и свататься ходили.
"Если жених получал согласие, то обратно, от дома невесты, он шел, играя на ливенке и проделывая с ней почти что "акробатические номера". Дело в том, что у этой гармошки до сорока борин — складок меха — и она очень сильно растягивается", — говорит Наталья Мирек.
А если жених получал от ворот поворот, то в сердцах ломал свою ливенку. К новой невесте он, соответственно, уже шел уже с новым инструментом.
В Вологде гармонь украшали специальными тонкими металлическими накладками в виде вологодских кружев.
В деревнях Псковской губернии на гармонь крепили зеркала, и гармонист, играя перед домом своей зазнобы, пускал ей солнечных зайчиков в окно. Маши и Дуни, конечно, млели — ведь гармонист всегда был эдаким ди-джеем и первым парнем на деревне.
С чего начинался Музей русской гармоники
История Музея русской гармоники начиналась с частной коллекции его создателя, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Альфреда Мартиновича Мирека.
"Судьба Альфреда Мартиновича не жаловала. В 1942 году, он был репрессирован, сослан на лесозаготовки. Это были военные годы, политзаключенные в ГУЛаге содержались в ужасных условиях, — рассказывает Наталья Мирек. — Альфред Мартинович вышел оттуда с тяжелейшей пеллагрой — это одна из форм авитаминоза — и потом еще долго восстанавливал свое здоровье".
Сам Альфред Мирек с пяти лет учился игре на фортепьяно, а гармоникой и ее "родственниками" заинтересовался уже в зрелом возрасте.
"Сначала он написал самоучитель игры на аккордеоне, а потом сам же по нему и научился играть, — говорит Наталья Мирек. — Позднее он создаст еще несколько популярных самоучителей, которые разойдутся огромными тиражами. Альфред Мартинович — автор нескольких книг, исследователь жизни известных гармонных дел мастеров, попавшиъ под ленинский указ по борьбе с кустарями. Кто-то из них умер с голоду, кто-то был посажен. Кстати, некоторые из работ этих великих мастеров хранятся в нашем музее".
Каких только гармошек, баянов, аккордеонов здесь нет, и каждый экземпляр можно не только посмотреть, но и послушать
А еще музей очень гордиться коллекцией клейм известных гармонных дел мастеров. Когда-то именные клейма в буквальном смысле уходили вместе с мастером в могилу: их клали в гроб почившего мастера. Альфред Мирек лично разъезжал по российским деревням и уговаривал известных создателей гармоник завещать клейма музею на вечное хранение.