ДУБАЙ, 21 янв — РИА Новости, Маргарита Кислова. Захват заложников на затерянном в алжирской Сахаре газоперерабатывающем комплексе Тигентурин, который находится в 1300 километрах к юго-востоку от столицы Алжира у самой границы с Ливией, унес жизни 37 граждан из восьми стран мира, а также одного алжирца, сообщил на пресс-конференции в понедельник премьер-министр Алжира Абдельмалек Селляль. Еще пять иностранных бывших заложников до сих пор числятся пропавшим без вести. Семь тел погибших пока не опознаны.
Смерть пришла из Мали
Более двух месяцев готовившиеся на тренировочных базах террористы организации "Подписавшиеся кровью" пришли в Алжир с территории северного Мали, сообщил алжирский премьер. Они много дней двигались вдоль алжирской границы и пересекли ее в Ливии на нескольких автомашинах, доверху забитых оружием и взрывчаткой. По предварительной информации, пограничников ввели в заблуждение номерные знаки транспортных средств, свидетельствовавшие о том, что машины принадлежат ливийским государственным органам. Они не остановили и не досмотрели проследовавшие в Алжир джипы, совершив одну из самых роковых ошибок властей в этой кровавой истории. Все подробности подготовки и осуществления террористами операции рассказывают сейчас захваченные живыми в плен трое членов банды. Остальные 29 экстремистов, в том числе четыре полевых командира, были ликвидированы алжирским спецназом во время операции в Тигентурине.
Переговоры велись
Военные, несмотря на решительное намерение не вступать в контакты с террористами, все же провели с лидерами группировки предварительные переговоры, учитывая число иностранных заложников. "Перед принятием решения о штурме контакты были", — признал Селляль. "Сначала велись переговоры, затем, когда стало понятно, что это бесполезно, вмешались элитные подразделения армии", — пояснил он.
Подрыв завода не состоялся
Стали известны и новые страшные подробности о планах группировки, в полной мере оправдывающей свое "кровавое" название. Уже в среду — первый день атаки на газовый комплекс — лидеры террористов начали выдвигать невыполнимые требования за жизни заложников. Ведя с властями бессмысленные "торги" с целью затянуть время, группировка готовила взрыв завода. Профессиональные минеры работали на заводе Тигентурина — завод был превращен в огромную бомбу к утру четверга.
По словам Селляля, если бы террористы смогли подорвать комплекс, "ничего живого не осталось бы в радиусе пяти километров". Осознав в полной мере цель, которую преследовали "Подписавшиеся кровью", алжирский спецназ начал операцию без промедления.
Элита алжирской армии
Всю операцию по освобождению заложников и нейтрализации экстремистов в Тигентурине проводили элитные части алжирской армии, специально обученные для осуществления подобных операций.
Спецподразделения действовали хладнокровно и очень профессионально, они сумели в ходе первого штурма в районе жилого городка помочь бежать сотням из числа сотрудников газового комплекса и предотвратить подрыв завода.
Работу военных осложняли крайне неблагоприятные условия — газовый комплекс, в котором работали и жили 790 сотрудников, в том числе 134 иностранца из 26 стран мира — расположен на территории в 14 гектаров. Он включает в себя жилые строения, а также огромные помещения с оборудованием газоперерабатывающего завода, где и укрывались остававшиеся в живых после первого штурма террористы.
Кровавый финал
Вместе с семью иностранными заложниками бандиты забаррикадировались в одном из помещений, предварительно подорвав подступы к нему. Спецназ начал подготовку финального и самого трудного штурма — заминированного газового завода с иностранцами. Предчувствуя провал, бандиты дважды пытались поджечь завод, но военные вовремя справлялись с поджогами, а спецназовцы подбирались к помещению, где прятали заложников.
Последовавшая развязка была страшной, но предсказуемой — загнанные в тупик бандиты совершили массовое убийство семи пленников, а затем были уничтожены ворвавшимся коммандос.
Соболезнования
Алжир уже выразил соболезнования всем странам, чьи граждане погибли в Тигентурине, но подчеркнул, что терроризм никогда не сможет закрепиться на алжирской территории. Страны, потерявшие своих граждан в этой трагедии, в том числе США, Великобритания и Франция, с пониманием отнеслись к действиям алжирских властей, поддержав жесткие меры против международного терроризма.