Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
До 2020 года в Росси появится новый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК), сообщил РИА Новости высокопоставленный представитель российского военно-промышленного комплекса.
О чем идет речь и свидетелями чему мы являемся?
Что может означать озвучивание решения о разработке БЖРК
Означает оно ровно одно: Россия продолжает повышать ставки в "адекватном ответе" на наращивание группировки американской глобальной системы ПРО, притом именно за счет оружия ответного удара. И здесь следует заметить, что шаг этот сработает вне зависимости от того, насколько военные реально хотят заполучить новый БЖРК, а промышленность готова его предоставить.
Откуда взялась сама идея
Подвижные стратегические ракеты железнодорожного базирования – детище 1980-х годов. Советский Союз в то время разрабатывал свой ответ американскому "хранителю мира" (ракете Peacekeeper, также известной как MX) – твердотопливному носителю с десятью боеголовками, который на этапе проектирования хотели использовать как из шахт, так и с мобильных пусковых. От такой унификации в США в итоге отказались, и поставили ракеты только в шахты. Советский же Союз дорогу осилил: в рамках "нашего ответа Рейгану" появился БЖРК с ракетами РТ-23УТТХ "Молодец".
Что из себя представлял БЖРК
Это железнодорожный состав с вагонами, замаскированными под обычные пассажирские, багажные вагоны и вагоны-рефрижераторы. Один такой состав включал в себя три пусковых контейнера с ракетами и числился ракетным полком. В дивизии таких составов было четыре, а всего ракетных дивизий с БЖРК – три: 10-я под Костромой, 36-я под Красноярском и 52-я под Пермью. Итого 36 пусковых установок.
При создании БЖРК была применена масса интереснейших технических решений, начиная от системы разгрузки пускового вагона, позволявшей частично распределять вес ракеты на вагоны-соседи, и заканчивая оригинальной системой отвода электрической контактной сети, мешающей старту ракеты.
С 1991 года в рамках процессов по разоружению все 12 составов официально не выводились в железнодорожную сеть страны за пределы пунктов постоянной дислокации. (По ряду сведений, отдельные маневры все-таки совершались, но носили исключительный, практически штучный характер.) В 2005 году последний БЖРК был ликвидирован.
В чем преимущества БЖРК
В 1980-е годы расчеты и практика показывали, что БЖРК является одним из самых скрытных видов стратегического вооружения: надежного опознавания "ракетных поездов" американцам добиться не удавалось, да и отечественные тренировочные мероприятия выявили его высокую скрытность. Таким образом, БЖРК весьма устойчив к "контрсиловому" удару противника и способен показать высокую живучесть в ответном ударе.
Кроме того, БЖРК позволял использовать более тяжелые ракеты, чем современные им ПГРК (подвижные грунтовые ракетные комплексы): напомним, что РТ-23УТТХ имела забрасываемый вес в четыре раза больший, чем у современного ему "Тополя" (и в 3,4 раза больший, чем у более позднего "Тополя-М2).
В чем недостатки БЖРК
Есть мнение, и его неоднократно озвучивал генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов, что на данном этапе БЖРК уже не дает решающих преимуществ в скрытности и выживаемости в ответном ударе по сравнению с ПГРК (существенно прибавившими в возможностях). В то же время воссоздание инфраструктуры ракетных комплексов железнодорожного базирования обойдется несравнимо дороже выпуска дополнительных мобильных ПУ уже производящихся ракет.
Кроме того, БЖРК создает значительную нагрузку на железнодорожную сеть: его эксплуатация в СССР приводила к неоднократным случаям ускоренного износа легкого рельсового полотна, что требовало модернизации путей, по которым предполагалось курсирование "ракетных поездов".
Почему ракеты не оставили на боевом дежурстве
Принято считать, что на Западе страх как боятся наших БЖРК, и сделали все возможное, чтобы вывести эту технику из боевого состава. Частично это правда, но не вся. Дело было не только в международных обязательствах: разработчиком РТ-23УТТХ выступал днепропетровский "Южмаш", а производились ракеты в Павлограде.
После выработки ресурса (а смесевое топливо советских твердотопливных систем того периода не отличалось высочайшими характеристиками и не позволяло уверенно эксплуатировать ракету свыше 15 лет гарантийного срока) ракеты необходимо было снимать с дежурства, а наладить производство аналогов Россия на тот период была не в состоянии, в т.ч. и по финансовым причинам.
Насколько реалистичны заявленные сроки
Вопрос о том, в какие сроки российское боевое ракетостроение в состоянии поднять такой проект, и, в тесной связи с РЖД, обеспечить его полномасштабный вывод на дежурство, крайне сложен. В особенности на фоне и без того изрядной конструкторской загрузки, запланированной на десятые годы.
В связи с этим исходное заявление, согласно которому ожидать появления БЖРК следует уже к 2020 году, представляется довольно оптимистическим, даже если учесть, что в нем вполне может быть применена уже разработанная ракета (от комплексов "Ярс" или "Булава", к примеру). Однако здесь следует заметить, что применение легких ракет способно свести на нет целый ряд важных преимуществ, которые имел исходный БЖРК с тяжелой РТ-23УТТХ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции