Изба крестьянина-середняка, коммуналка 20-х годов, рабочий барак, хрущёвка, современная квартира-студия — все это постоянно действующая экспозиция "Мой дом — Россия". Ее создатели, сотрудники Государственного центрального музея современной истории России, решили рассказать о вековой истории повседневной жизни соотечественников в "предлагаемых обстоятельствах", иными словами — в интерьерах.
"Подательница жизни", самовар для невесты и "Андреевна"
Как водится — "пляшут" от печки. Рассказ об экспозиции экскурсоводы начинают с крестьянской избы, вернее, с ее центра — русской печи, которую крестьяне называли "подательницей жизни".
"Вокруг печки вращалась деревенская жизнь, — говорит научный сотрудник ГЦМСИР Дарья Косолапова. — А вообще мы с вами находимся в избе крестьянина-середника. Деревянная лавка, стол и самовар — как показатель достатка".
Самовары стоили дорого, причем продавали их по весу: чем тяжелее, тем дороже. Хорошие самовары считались достойным приданым невесты.
Главный экспонат орудий труда крестьянского подворья, конечно же — соха. Земледельцы любовно называли ее "Андреевной" и говорили: "Полюби Андреевну, будешь с хлебушком".
"Крестьяне по данным переписи 1897 года составляли 77% от всего населения страны. Россия вступила в двадцатое столетие как аграрно-индустриальная держава", — рассказывает Дарья Косолапова.
Вплоть до революции земледельцы были самым многочисленным сословием Российской империи. А когда пролетариат все сословия отменил, символом быта Страны Советов стали коммуналки.
Коммуналки, занавески с серпом и молотом, папиросы "Ильич"
Коммуналка — это большая квартира "недобитого" буржуя. Состоятельным фабрикантам, известным врачам и адвокатам новая власть любезно оставляла одну-две комнаты, а в остальные заселяла рабочих и крестьян. Что называется — уплотняла.
Кухня — это главное место общего пользования. Здесь готовили пищу, стирали и сушили белье, обсуждали новости личной жизни и главные политические события, происходившие в стране, ссорились и мирились", — рассказывает Дарья Косолапова.
У каждой хозяйки был свой стол и керосиновый примус, среди посуды — деревянные крестьянские ложки, агитационный фарфор. Новая власть пропагандировала себя в те годы и на занавесках с серпом и молотом, и даже на папиросах с названием "Ильич".
"Новые хозяева часто чувствовали себя неуютно в бывших "господских" квартирах с лепниной на потолках, огромными окнами, массивной мебелью из кожи и красного дерева. К тому же, большие комнаты было трудно отапливать. А холод, наряду с голодом, был большой проблемой городов в 1920 — 1930-е годы. Одним словом — разруха", — говорит Дарья Косолапова.
Строители "светлого будущего" из мрачных бараков
Впрочем, это были годы не только разрухи, но и созидания. В 1929 году на Урале, у подножья горы Магнитной, началось строительство металлургического комбината им. Сталина.
Магнитка, наряду с другими грандиозными стройками первых пятилеток, стала для десятков тысяч людей и работой, и домом.
"Жили строители "светлого будущего" в мрачных, тесных, неблагоустроенных бараках, где размешались до ста человек. Один из таких бараков составляет часть нашей экспозиции, — рассказывает Дарья Косолапова. — Проживание в нем было платным, труженикам приходилось отдавать примерно четверть заработка".
К середине 30-х годов для рабочих стали строить более благоустроенные общежития.
А в середине пятидесятых ЦК КПСС приняло постановление "О развитии жилищного строительства в СССР". Его инициатором стал Первый секретарь коммунистической партии Никита Хрущёв. Именно поэтому в народе новые дома сразу же и окрестили хрущевками.
Узкий коридор, совмещенный санузел и кухня в шесть квадратов
Хрущевка — это малогабаритная комната, узкий коридор, совмещенный санузел и кухня в шесть квадратов.
"Сразу же возник анекдот, что среднестатистической советской женщине эта кухня мала в бедрах, — говорит заведующая экспозиционно-мемориальным отделом ГЦМСИР Людмила Ковалева. — Для таких маленьких квартир нужна была такая же маленькая мебель и бытовая техника. Подходящего размера бытовые приборы выпускали советские фабрики и заводы".
Хрущевки диктовали минимизацию быта. Навесные шкафчики вытесняли громоздкие кухонные буфеты, складные диваны заменяли кровати, а секретеры — письменные столы. Тогда же на свет появились журнальные столики и торшеры.
Бытовая техника во время жесточайшего дефицита стала показателем достатка. Это сегодня магнитофон, фотоаппарат и пылесос для россиян — привычные вещи.
Квартира-студия и одноместный номер уже взорванной гостиницы
"Умный" пылесос, который сам находит загрязненную поверхность и возвращается на базу для подзарядки, холодильник с автоматическим приготовлением льда, духовой шкаф с системой самоочистки - это уже бытовая техника современной квартиры-студии.
"Квартира-студия — новый тип жилого помещения, которое не разделено на отдельные комнаты стенами. Ее единое внутреннее пространство делится на зоны: кухонную, гостиную. Владельцы таких квартир, как правило, — люди состоятельные, которые могут воспользоваться услугами дизайнера", — рассказывает Людмила Ковалева.
С интерьером современной квартиры студии посетители экспозиции знакомятся в последнюю очередь, оставив позади, в том числе, и одноместный номер гостиницы "Россия".
Почти сорок лет гостиница с видом на Кремль без преувеличения была центром общественно-политической жизни страны. В ней селили участников съездов КПСС, сессий Верховных Советов СССР, Московских международных кинофестивалей, встреч на высшем уровне руководителей различных государств.
"Россию" снесли в 2006 году. Понять и представить, какой она была, теперь можно только по предметам постоянно действующей экспозиции "Мой дом — Россия".