Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Израиль провел первые испытания новой системы ПРО "Кела Давид" ("Праща Давида"). В ходе эксперимента мишень была успешно перехвачена.
Это демонстративное досрочное испытание новой противоракетной системы (его ожидали не раньше первой половины 2013 года) явно вызвано недавними событиями вокруг сектора Газа. Последние ракетные обстрелы территории еврейского государства, сопровождаемые применением тяжелых неуправляемых ракет повышенной дальности, в очередной раз подстегнут израильтян в деле дальнейшего усовершенствования своих систем ПРО.
Эшелонированная оборона в коммуналке
Израиль отгораживается от ракетных угроз эшелонировано: против каждой угрозы выстраивается своя линия защиты. Проблема осложняется тем, что территория еврейского государства компактна и опоясана довольно-таки недружелюбными соседями, некоторые из которых, если оставаться в рамках коммунальной терминологии, проживают в соседней комнате.
Дальний рубеж ПРО Израиля формирует система "Хома" ("Крепостная стена") с ракетами "Хец" ("Стрела"; также распространен англоязычный вариант названия Arrow). Ее цели – это ракеты средней дальности (баллистические цели со скоростью до 4,5 км/с), которые могут быть применены против Израиля враждебно настроенными государствами Ближнего Востока.
В числе самых очевидных противников – Иран (последовательно реализующий свою военную ракетную программу), Саудовская Аравия (заполучившая под конец 80-х около полусотни китайских ракет DongFeng-3A дальностью до 2800 км), Сирия, а прежде – Ирак (в кампании 1991 года Израиль пропустил несколько чувствительных ударов саддамовскими "Скадами", что и катализировало разработку Тель-Авивом собственных противоракетных систем).
Получивший широкую известность в последние недели "Кипат Барзель" ("Железный купол") с ракетами "Тамир" – это система тактической ПРО, работающей накоротке по целям, запускаемым в интервале дальностей от 4 до 70 км. Именно этот комплекс направлен против самодельных палестинских ракет "Кассам" малого радиуса действия, которыми из Газы с точностью "плюс-минус трамвайная остановка" обстреливают жилые районы Израиля.
Средняя ниша между двумя этими системами до недавнего времени пустовала. "Кела Давид" ("Праща Давида"; раньше также именовалась "Шарвит Ксамим" – "Волшебная палочка") предназначена именно для нее, чтобы работать по целям с дальностями от 40 до 300 км.
Под такие цели подпадают, например, тяжелые палестинские ракеты "Хайбар" (переделка иранского снаряда "Фаджр-5"), которые впервые были применены в 2006 году, а в нынешнем обострении вокруг сектора Газы ими обстреливали Тель-Авив и Иерусалим.
Кроме того, эта система должна работать против тактических ракет, которые могут запускаться "накоротке" непосредственно с территории окружающих государств (в частности, из Сирии и Ливана).
Полигон для чужой ПРО
Проблема ПРО в последнее десятилетие прочно ассоциируется с бесконечными боданиями Москвы и Вашингтона за европейский компонент американских противоракетных систем.
Однако в мире существует страна, где испытания тактических противоракетных систем в бою идут полным ходом. Это Израиль. США мимо такого шанса пройти не сумели: израильские системы ПРО разрабатываются в тесной кооперации с американцами.
Так, противоракета "Хец" примерно в половине своей комплектации производится на заводах корпорации Boeing, а над системами самонаведения трудились специалисты из Lockheed Martin (разработчики комплекса ПРО THAAD) и Raytheon (создатели небезызвестного комплекса Patriot). В составе разработчиков "Пращи Давида" также числятся специалисты Raytheon.
Не может быть никакого сомнения в том, что создатели американских систем ПРО кровно заинтересованы в развитии и накоплении опыта применения израильской ПРО. Интерес чисто практический: именно здесь системы тактической ПРО с большой вероятностью могут испытываться в боевых условиях на относительно простых целях.
Кроме того, прямое финансирование целого ряда военных программ Израиля со стороны Конгресса ведется с тем расчетом, что часть денег вернется в американскую "оборонку".
Тот же проект "Кипат Барзель" получил 205 миллионов долларов от США, а в 2012 году запланированы инвестиции в размере еще 680 миллионов на закупку дополнительных батарей комплекса (с недвусмысленным указанием "максимально упростить обмен технологиями"). Напомним, что весь проект "Железного купола" обошелся примерно в миллиард долларов, а одна батарея комплекса стоит порядка 50 миллионов.
Это выглядит циничным использованием того положения, в котором находится Израиль, в интересах развития американского наукоемкого сектора, но выгода Тель-Авива от сотрудничества с оборонными концернами Америки достаточно очевидна: системы создаются и уже с успехом используются.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции