МОСКВА, 25 ноя — Р-Спорт, Анатолий Самохвалов. Пребывание испанского специалиста Унаи Эмери на посту главного тренера московского футбольного клуба "Спартак" завершилось на шестом месяце работы в воскресенье.
Агрессия или безумие?
Решающим поводом к отставке явилось поражение "красно-белых" от столичного "Динамо" в матче 17-го тура чемпионата России со счетом 1:5. На традиционную послематчевую пресс-конференцию пришел уже не тренер, а генеральный директор клуба Валерий Карпин, который и сообщил: "Руководство приняло решение, что Эмери больше не будет тренером. В ближайшие два-три дня решим, что делать дальше". Сам Эмери в это время покидал "Лужники" через запасной выход.
Баск, трижды занимавший с "Валенсией" в чемпионате Испании третье место, уступая лишь "Барселоне" и мадридскому "Реалу", подписал двухлетний контракт со "Спартаком" 10 июня. Какое-то время до того владелец клуба Леонид Федун оптимистично озвучивал журналистам имя будущего тренера, говоря о том, что "Валера (Карпин, совмещавший посты гендиректора и главного тренера) заложил фундамент, который должен развить новый специалист, с новыми идеями".
Еще до первой официальной игры Эмери в разговоре с корреспондентом "Р-Спорт" объявил о своей профессиональной идеологии. "Мы стремимся к агрессивному и яростному футболу", — это был месседж Эмери, слова, которые рефреном сопровождали каждую его пресс-конференцию до тех пор, пока он не устал отвечать на одни и те же вопросы журналистов.
Спустя первый месяц работы он рассказывал о постепенном восприятии игроками его методов работы. "Мы должны создать агрессивную и надежную команду, которая будет обращать на себя внимание, будет доминировать на поле вне зависимости от соперника", — заявлял тренер в июльском интервью агентству.
Эмери удостаивался как похвал со стороны футбольного сообщества, так и критики, однако весь процесс обсуждения его деятельности проходил под перманентную обструкцию защитной линии команды. Ее ругали, правда, те люди, комментарии которых содержали развернутую экспертную оценку, сводились к тому, что виноваты не столько сами защитники, сколько крен в сторону ультраатакующей модели в игровых построениях "Спартака" при Эмери и проблемах перехода всей команды от атаки к обороне.
Решение без аргументов
Начал сезон "Спартак" в лидерах. Три победы кряду, причем третья — 4:0 над земляками из "Динамо". Тогда, в августе, еще никто не подозревал, что случится во встрече этих противников в ноябре. Даже после того, как в четвертом туре "красно-белые" не сдержали петербургский "Зенит", провалившись со счетом 0:5.
Из одной крайности в другую команду бросало и на поле. Она могла доминировать в первой половине встречи и могла невнятно проводить вторую. За неделю до отставки Эмери спартаковский полузащитник Динияр Билялетдинов признавал подобную проблему: "Нам не хватает рассудительности, баланса в игре".
Относительно светлая полоса в игре команды наблюдалась с 13-го по 15-й тур. Ее эксперты исправно оговаривали слишком неубедительным уровнем сопротивления. Поочередно были всухую повержены саранская "Мордовия" (2:0), самарские "Крылья Советов" (5:0) и "Краснодар" (2:0). Но затем "Спартак" не сумел переиграть нижегородскую "Волгу" (1:1), а вскоре и угодил под "Динамо".
Даже в день приговора, подписанного, как принято подчеркивать в таких случаях, акционерами, практически никто не свидетельствует о том, что Эмери не справился со своей работой. Бывший защитник "красно-белых" Юрий Ковтун, признавая наличие все тех же ошибок в обороне, говорит, что ему "было бы интересно посмотреть на работу Эмери хотя бы до конца года". До последнего момента в положительном ключе о работе тренера высказывался и легендарный Олег Романцев.
"Решение акционеров" на данный момент не получило никакой внятной аргументации со стороны руководства "Спартака". Карпин к своему заявлению ничего не добавил, а Федун, обычно откликающийся на просьбу журналистов о комментарии, на сей раз отказался что-либо произносить.
Ротация или метания?
Но, судя по изменениям в составе по ходу сезона, было заметно, что активному перекрою подверглись именно защитная линия команды и опорная зона полузащиты.
Практически на протяжении всего сезона восстанавливается после травмы и последующих рецидивов один из лидеров "Спартака", правый защитник Сергей Паршивлюк. Но особой нестабильностью отличался центр обороны команды.
Сезон начинала связка Марека Сухи и Николаса Парехи, которая провела от звонка до звонка первые пять туров. Критики более или менее сносно относились к первому и не щадили второго. Эмери тем временем комментировал происходящее со своей, тренерской стороны: "Мы стараемся строить игру таким образом, чтобы команда больше владела мячом. Когда ты владеешь мячом, тебе приходится меньше защищаться. Чем больше мы будем играть в атакующий футбол, тем меньше станет проблем в обороне. У нас есть Сухи, Пареха и (Сергей) Брызгалов, который сейчас травмирован, но мы хотим купить еще одного центрального защитника…" "Еще одним" оказался аргентинец Хуан Инсаурральде, купленный летом и сразу же вытеснивший из состава земляка Пареху.
На первых порах новый дуэт довольно стабильно "сотрудничал" с опорными хавбеками Рафаэлом Кариокой и Деми де Зеувом. Если бразилец привык к систематическим склонениям своего имени применительно к большинству ошибок "Спартака", то опытному и явно обученному голландцу такое было непривычно. Уже тогда общественность задавалась вопросом: "Кто же все-таки более плох — игроки или тренер? Или происходит процесс адаптации к новым требованиям?"
В дальнейшем предугадывать связку центральных стало еще сложнее. Сухи то уступал свою позицию возвращаемому в состав Парехе, то вновь выходил в связке с Инсаурральде. А вскоре уже Инсаурральде присаживался на скамейку запасных, наблюдая за игрой дуэта образца начальной стадии чемпионата.
В опорной зоне, тем временем, конкуренцию за место в составе исправно выигрывал также купленный в летний период дозаявок Ким Чельстрем. В это же время к нему присоединился другой новичок-опорник — Ромуло. Однако Ромуло получил травму, и Эмери в качестве основного связующего вновь использовал Рафаэла Кариоку.
Подобная неразбериха указывала то ли на творческие поиски тренера, то ли на его неуверенность в построении собственной игровой модели. Посему однозначным плюсом селекционной работы принято считать лишь переход взятого в аренду у немецкого "Шальке" Хосе Мануэля Хурадо, который вписался в концепцию Эмери с первой игры.
Любимцы или недруги?
Тем не менее, нельзя сказать, что баскского специалиста почитали собственные футболисты. В тот момент, когда его увольняли, нападающий Артем Дзюба при просьбе прокомментировать итоги матча с "Динамо" бросил: "Пусть говорит наш тренеришка". Форвард, привлекающийся в сборную России, и ранее высказывал недовольство по поводу нестабильной игровой практики в клубе, грозясь даже покинуть "Спартак". Эмери же еще в начале сезона рассуждал о Дзюбе с некоторыми сомнениями: "У него есть возможность превратиться не только в важного игрока для "Спартака", но и вырасти в большого игрока в принципе. Мы должны ему в этом помочь. У него огромный потенциал, но он должен сам хотеть его развивать", — многозначительно утверждал тренер, но, естественно, не предоставлял никакой конкретики.
Чуть более месяца назад де Зеув в компании с Эммануэлем Эменике не удосужился пожать тренеру руку после того, как тот заменил обоих в матче с ЦСКА (0:2).
Пока Эмери бился с командой за игру, страдал результат. Место в середине таблицы и десять очков отставания от лидирующего ЦСКА на текущий момент усугубились вылетом из Кубка России на стадии 1/8 финала после поражения от "Ростова" в серии послематчевых пенальти (0:0, 2:3). Также команда закрепилась на последнем месте в группе Лиги чемпионов за тур до финиша. В минувший вторник "Спартак" уступил дома "Барселоне" со счетом 0:3. А лиссабонская "Бенфика" одолела шотландский "Селтик" (2:1), и теперь "красно-белые" отстают от этих команд на 4 очка.
Что делать?
На извечный русский вопрос отвечать либо легко, либо невозможно. Ряд бывших спартаковцев шаблонно предлагают предложить ставший вакантным пост давно не работавшим Олегу Романцеву и Георгию Ярцеву, другая часть, не мудрствуя лукаво, настаивает на возвращении к тренерскому рычагу Валерия Карпина… Остается узнать, что скажут третьи — акционеры. Или те, кто примет решение, которое акционерам понравится.