Белла Адцеева
"Мне кажется, что любой чуткий человек должен понимать, что насилие не может изменить мир, а если и меняет, то только временно", - сказал в одном из интервью Мартин Скорсезе, празднующий сегодня 70-летие, - лучший, по мнению американцев, режиссер современности, чьи жестокие гангстерские фильмы в числе любимых упоминает Квентин Тарантино, а отдельные картины на предмет экстремизма изучает прокуратура. Его герои – будь то таксист Трэвис Бикл, за внешней жестокостью которого скрывается мучительное одиночество, или миллиардер Говард Хьюз, заставивший весь мир говорить о себе, но не сумевший преодолеть собственные страхи, - мастерски воплощены любимыми актерами Скорсезе - Робертом Де Ниро и Леонардо Ди Каприо, сотрудничать с которыми он продолжает многие годы. Первый, по признанию самого Скорсезе, в далеком 1978 году спас его от смерти, а второго спас уже сам режиссер - по словам Ди Каприо, благодаря Скорсезе он избавился от амплуа героя-любовника и "стал таким актером, каким всегда хотел быть".
Выросшие в одном районе Нью-Йорка – Маленькой Италии – Скорсезе и Де Ниро познакомились в 1972 году, когда обоим было около тридцати. За плечами у Скорсезе был один-единственный полнометражный фильм "Кто стучит в мою дверь?", Де Ниро же сыграл в восьми картинах и даже получил премию кинокритиков Нью-Йорка. Режиссер Брайан Де Пальма, дважды снимавший его, узнал о том, что Скорсезе ищет актера на роль Джонни Боя в фильме "Злые улицы", и посоветовал попробовать Де Ниро. Картина о четверых италоамериканцах-мафиози имела успех, однако настоящий триумф ждал дуэт Скорсезе-Де Ниро через три года, когда в 1976-м на экраны вышел "Таксист".
В центре сюжета - 26-летний Трэвис Бикл, ветеран вьетнамской войны, одиночка, страдающий от хронической бессонницы. Устроившись работать такситом, каждую ночь через окно автомобиля он наблюдает жестокости мирной жизни Нью-Йорка, а неспособность наладить отношения с понравившейся ему девушкой Бетси усиливает чувство одиночества и отчуждения. Трэвис надеется на то, что город очистится от заполнивших его пороков, однако действительность слишком жестока. После знакомства с 12-летней проституткой Айрис (Джоди Фостер), которая вместо нормальной жизни выбирает возвращение к сутенеру, Бикл решает, что пора самостоятельно "вычистить" город от зла. Начать он решает с убийства сенатора Палантайна, однако, замеченный охраной, убегает с места предполагаемого покушения. Но "самосуд" все-таки случается: концовка фильма, когда Трэвис хладнокровно убивает завсегдатаев борделя и стреляет в живот сутенеру Айрис, даже была переведена в монохром — в цвете сцена получилась слишком кровавой, и Американская ассоциация кинокомпаний отказывалась выдавать прокатное удостоверение на фильм.
В процессе подготовки к съемкам Скорсезе несколько раз требовал от сценариста Пола Шредера переработать историю - так, действие из Лос-Анджелеса было перенесено в родной для режиссера Нью-Йорк, а некоторые сцены пришлось изменить из соображений политкорректности. Де Ниро, который в тот момент снимался в Риме у Бернардо Бертолуччи, часто приезжал в Нью-Йорк, где по 12 часов в сутки проводил за рулем и общался с бывшими солдатами. Сцена перед зеркалом со знаменитой репликой "Ты со мной говоришь?" была придумана Де Ниро: в сценарии упоминалось только, что "Трэвис смотрит на свое отражение". Сам Скорсезе исполнил эпизодическую роль — пассажира такси, собирающегося убить жену и наводящего Трэвиса на мысль о расправе.
Трэвиса Бикла, познавшего бессмысленность смерти на войне и наблюдающего бессмысленность существования уже в мирной жизни, некоторые критики назвали "самым американским из киногероев", жертвой амбиций всей нации. Еще большее внимание фильм привлек в 1981 году, когда покушавшийся на президента Рональда Рейгана Джон Хикли признался, что посмотрел "Таксиста" не менее 15 раз. Фильм принес Скорсезе и Де Ниро не только признание, но и награды и номинации: несмотря на обвинения в пропаганде насилия режиссер получил главный приз Каннского фестиваля от председателя жюри Теннесси Уильямса, а Де Ниро за эту роль был номинирован на "Оскар".
Эту самую желанную для актера награду Де Ниро во второй раз принесла другая роль в фильме Скорсезе - боксера Джейка Ламотты в "Бешеном быке" (1980) (первого "Оскара" актер получил за роль молодого Вито Корлеоне во второй части "Крестного отца" Копполы). Перед этим Скорсезе и Де Ниро успели еще раз поработать вместе - лирическая драма "Нью-Йорк, Нью-Йорк", где партнершей Де Ниро стала Лайза Минелли, провалилась в прокате, однако позднее была признана образцом "концертного кино". "Бешеный бык" - воспоминания чемпиона мира Ламотты о спортивной карьере, непростых отношениях с братом Джоуи и женой Вики, договорных матчах и отношениях с преступным миром. Агрессия и злость, приносящие успехи на ринге, мешают герою в жизни: у него возникают проблемы с мафией и с собственным братом, который, к тому же, тренирует боксера: приревновав к нему жену, Джейк избивает Джоуи на глазах у семьи. История Джейка Ламотты заканчивается печально: повесив перчатки на гвоздь, он покупает ночной клуб, но дела в шоу-бизнесе не задаются. Постаревший и потерявший форму боксер подрабатывает конферансье, ни к чему не приводят и его попытки наладить отношения с братом.
Снять фильм о спорте Скорсезе предложил сам Де Ниро, когда в 1978 году навестил его в больнице (режиссер попал в клинику после передозировки наркотиками). Скорсезе, собиравшийся уходить из кино, отказался, но Де Ниро сумел проявить настойчивость, в результате "Бешеный бык" признан лучшим фильмом о спорте по версии Американского института киноискусства, а Де Ниро - лучшим актером года. "Во время съемок "Бешеного быка" я на самом деле чуть не умер от кокаина, но по прихоти судьбы все кончилось хорошо, я не умер, а доснял фильм. Мне было плевать, что с ним потом будет, я просто хотел вывалить в него все. Я был очень зол. Но это была очень продуктивная злость. Я знал, что, скорее всего, это будет последний фильм, который я сниму. Я чувствовал, что в режиссуре для меня больше нет места. Особенно в Америке", - признавался позже Скорсезе.
И сильно ошибался. Скорсезе не только продолжил снимать фильмы, но и дальше приглашал играть в них давнего друга. В 1990 году, после семилетнего перерыва в сотрудничестве, в прокат вышла его новая картина с Де Ниро – криминальная история "Славные парни". До ее выхода режиссер успел снять оскароносный "Цвет денег" и неоднозначно воспринятое "Последнее искушение Христа", а Де Ниро снялся в еще одном гангстерском фильме "Однажды в Америке".
"Славные парни" начинаются с "крючка", сразу цепляющего зрителя – трое мафиози едут по ночной трассе, а спустя минуту становится понятно, что в багажнике их машины – труп, который неожиданно оказывается еще живым бандитом. Герои добивают жертву и закапывают тело в лесу. Это преступление становится завязкой дальнейшего сюжета: подросток Генри Хилл (Рэй Лиотта) мечтает стать гангстером и с детства подрабатывает у соседских бандитов, берущих парня под покровительство. Авторитет Пол Сисеро (Пол Сорвино) знакомит юное дарование с Джимми Конуэем (Роберт Де Ниро), который, несмотря на молодость, успел стать живой легендой благодаря своим виртуозным ограблениям. Конуэй сводит Генри с еще одним молодым "талантом" - вспыльчивым Томми Девито (Джо Пеши). Снискавший уважение у новых товарищей Генри взрослеет, женится и вместе с Джимми и Томми проворачивает несколько крупных преступлений. Под предлогом посвящения в "Семью" мафиози убивают Томми – в качестве мести за убийство гангстера, которое зритель видит в первых кадрах фильма. Отношения Джимми и Генри становятся прохладными, и Генри не требуется много времени, чтобы понять: Джимми собирается его "убрать". Спасая себя, Генри дает показания на бывших друзей и, сменив имя, исчезает из города.
Снять очередную гангстерскую ленту Скорсезе решил, прочитав книгу криминального журналиста Николаса Пиледжи "Умник". Вдохновленный тем, что нашел роман, "который разыскивал годами", режиссер связался с автором и вместе с ним на протяжении двух лет адаптировал книгу. Кинокомпания Warner Bros. была готова продюсировать картину только при условии, что Скорсезе привлечет к съемкам суперзвезду – и вот тут режиссер вновь оказался в компании старого друга. Де Ниро сам выбрал для себя роль Джимми Конуэя и посоветовал молодого Рэя Лиотту на главную роль. Играя не центрального персонажа фильма, Де Ниро создал яркий образ харизматичного вора и гангстера, вокруг которого сосредоточены все события. За роль Джимми Конуэя Де Ниро получил премию BAFTA, а "Славные парни" до сих пор считаются одним из лучших образцов гангстерского кино (в тот же год вышел долгожданный "Крестный отец 3" Фрэнсиса Форда Копполы, однако именно "Славных парней" критики называли лучшим фильмом года).
В 1993 году, на съемках фильма "Жизнь этого парня" Роберт Де Ниро познакомился с 19-летним Леонардо Ди Каприо и был так впечатлен настойчивостью и игрой юного актера, что посоветовал Мартину Скорсезе "однажды поработать с этим малым". "Он всегда добр к другим, но никогда раньше не говорил таких слов. Я видел фильм "Что гложет Гилберта Грейпа?" и не понял, что это и есть он. Но Лео был прекрасен. И потом, "Титаник". Я подумал, что он очень хорош", - рассказывал Скорсезе в одном из интервью. В 1995 году Скорсезе и Де Ниро сделали последний на сегодняшний день совместный фильм – очередную гангстерскую ленту "Казино", а в 2002 году в фильме "Банды Нью-Йорка" сложился новый тандем. Масштабная картина о противостоянии "коренных" американцев и эмигрантов получила 10 номинаций на "Оскар", но не взяла ни одной статуэтки. Однако с легкой руки Мартина Скорсезе о Ди Каприо, самыми громкими работами которого на тот момент были роли в "Титанике", "Ромео и Джульетте" и "Пляже", заговорили совершенно в другом ключе, а после следующей совместной картины – "Авиатора" (2004) – только ленивый не говорил о глубоком и разноплановом драматическом таланте Ди Каприо.
Этот фильм рассказывает о судьбе американского изобретателя, продюсера и режиссера, миллионера Говарда Хьюза (Леонардо Ди Каприо). Хьюз затевает съемки масштабного и дорогостоящего фильма "Ангелы ада" о боях истребителей во время Первой мировой войны. Одержимый своей идеей, Говард не останавливается ни перед скепсисом индустрии, ни перед финансовыми потерями, и создает звуковой фильм, который, несмотря на успех у зрителей, не окупает огромных вложений. После "Ангелов ада" Хьюз переключается на разработку самолетов по заказу Министерства обороны США, абсолютно увлекаясь созданием огромного Hercules, вкладывая в работу собственные деньги и лично участвуя в испытательных полетах, в одном из которых чудом остается жив. После окончания войны, ФБР начинает расследование о расходовании выделенных средств - самолеты так и не были поставлены. Одновременно у Говарда Хьюза, который, несмотря на жизнь на виду так и не смог преодолеть робость и собственные страхи, обостряется обсессивно-компульсивное расстройство.
Ди Каприо, убедительно воплотивший энергичного и робкого, импульсивного и одинокого миллионера-изобретателя, поначалу вызывал скепсис у некоторых критиков – на момент съемок актеру было 30 лет, и многие считали его слишком молодым для этой роли. "Некоторые говорили, что Лео слишком молод для того, чтобы сыграть Говарда Хьюза. Но Ди Каприо такой хороший актер, что действительно в процессе съемок постепенно "старел" и становился шизофреником. С ним произошла подлинная метаморфоза", - рассказывал Скорсезе, которому Ди Каприо, как когда-то Де Ниро, сам предложил возглавить весь проект.
После "Авиатора", собравшего пять "Оскаров", среди которых, правда, не оказалось главных наград, Скорсезе приступил к третьему фильму с Ди Каприо – "Отступникам", собравшим на съемочной площадке суперзвезд – Джека Николсона, Мэтта Деймона, Марка Уолберга, Алека Болдуина. Триллер о выпускниках полицейской академии Билли Костигане (Леонардо Ди Каприо) и Колине Салливане (Мэтт Деймон), оказавшихся по разные стороны баррикад стал измененным вариантом китайской трилогии 2002 года "Двойная рокировка".
Персонажи действительно как бы зеркальные проекции друг друга: герой Ди Каприо внедрен в мафию, а персонаж Деймона в это время "шпионит" для бандитов в правоохранительных органах. Пересказывать весь сюжет "Отступников" бессмысленно – практически каждая сцена криминальной драмы вносит неожиданные изменения. Стоит лишь сказать, что вариант классической истории о хорошем и плохом полицейском в исполнении Мартина Скорсезе выглядит идеальным криминальным триллером, где ни одна деталь не является лишней. Не признать этого не смогли и американские кинокритики, впервые за долгую карьеру все-таки назвавшие Скорсезе лучшим режиссером года.
"Вы не могли бы еще раз проверить конверт?" - повернулся Скорсезе, до 2007 года пять раз номинировавшийся на "Оскар", к Фрэнсису Форду Копполе, Джорджу Лукасу и Стивену Спилбергу, вручившим ему долгожданную статуэтку за лучшую режиссуру. Его речь и - главное - реакция зала, который встал в едином порыве и несколько минут аплодировал, - стали самыми трогательными моментами всей церемонии, гости которой ждали, когда прозвучит имя Скорсезе, кажется, даже больше его самого.
Свою номинацию получил и Ди Каприо – актера выдвигали на "Золотой глобус", однако и здесь приз достался лишь режиссеру.
После четырех фильмов, каждый из которых стал событием (после "Отступников" Ди Каприо также сыграл в "Острове проклятых"), и четырехлетнего перерыва "Лео и Марти" вновь работают в тандеме: на 2013 год запланирован выход криминальной драмы "Волк с Уолл-стрит", где Ди Каприо сыграет финансиста Джордана Белфорта, поднявшегося на вершину финансовой пирамиды. Своего давнего друга Де Ниро Скорсезе планирует снять в драме "Ирландец", где актер исполнит роль мафиозного наемника Фрэнка Ширана, а компанию ему составят Аль Пачино и Джо Пеши. Скорсезе, к слову, вообще предпочитает постоянство, и Де Ниро с Ди Каприо – не единственные творческие спутники режиссера. Тот же Джо Пеши сыграл в трех картинах Скорсезе, а большинство его фильмов монтировала Тельма Шунмейкер.
"Конечно, приятно читать про себя, что ты величайший из ныне живущих американских режиссеров, но я научился не воспринимать это все всерьез. Нельзя быть слишком надменным, тогда все начинает валиться из рук. Самое трудное - сохранить истинную простоту", - прокомментировал Скорсезе результаты опроса, проведенного в 2010 году журналом Paste. По собственному признанию, главный интерес режиссера – "люди без страха", к которым Скорсезе, без сомнения, относится и сам – то берется за абсолютно новые для себя темы, то вдруг снимает совершенно нетипичный для себя семейный фильм "Хранитель времени" - и вновь получает одиннадцать номинаций на "Оскар".