Мария Ганиянц
Всемирный день анимации (International Animation Day), учрежденный Международной Ассоциацией Анимационного кино – ASIFA (The International Animated Film Association) вот уже 10 лет отмечается всем миром 28 октября. Примечательно, что в этом году в России эта дата празднуется в контексте столетия отечественной анимации. Благодаря этому у зрителей появилась возможность увидеть российские мультфильмы, снятые в последние годы: лишь юбилейный год сподвиг многие кинотеатры предоставить залы для отечественных мультфильмов.
Столетию российской анимации, начиная с весны этого года, посвящен ряд мероприятий. В стране провели ряд фестивалей, создали Ассоциацию анимационного кино (ААК) во главе с продюсером "Смешариков" Ильей Поповым. В начале октября на международном медиарынке MIPCOM в Каннах открылся объединенный стенд российской анимации, организованный Фондом кино и Ассоциацией анимационного кино (ААК). В это воскресенье на сцене Государственного Кремлевского дворца состоится концерт "Путешествие в страну мультфильмов".
Как все начиналось
Отсчет существования отечественной анимации традиционно идет с фильма Владислава Старевича "Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей", который был показан в 1912 году. Правда, некоторые историки считают, что хотя "Люканида" была представлена зрителям первой, Старевич одновременно с ней создал еще один фильм - "Обитатели леса". Именно его и покажут в рамках Большого фестиваля мультфильмов, который стартовал в Москве в пятницу, под девизом столетия российской анимации.
Помимо ретроспективного показа немого кино, в рамках фестиваля, который продлится до 6 ноября, к юбилею подготовили уникальную выставку - "Герои анимации", которая пройдет с 26 октября по 10 ноября в столичном арт-кластере Artplay.
Организаторы попытались выделить в истории российской анимации самое главное за минувшие 100 лет. На выставке будут представлены более 50 известных анимационных персонажей: от Винни-Пуха и Снежной Королевы, до Попугая Кеши и Умки.
Очевидно, что достижения у наших аниматоров есть и не малые. Правда в основном они касаются деятельности "Союзмультфильма", созданного по приказу Сталина в 37-ом году по образу и подобию студии Уолта Диснея. И хотя на первоначальном этапе многие советские анимационные ленты действительно были сделаны на манер диснеевских сказок, нашим мультипликаторам удалось развить свой собственный неповторимый стиль, достаточно вспомнить "Винни Пуха" Хитрука, или "Ежика в тумане" Юрия Норштейна или "Малыша и Карлсона" Бориса Степанцова. После развала Советского Союза ситуация изменилась: крупнейшая в стране анимационная студия "Союзмультфильм", потеряв свою коллекцию и кадры, оказалась на грани исчезновения. Замечательный детский кинотеатр "Баррикады" (бывший синематограф "Гранд Плезир"), где показывали исключительно детское кино и сборники мультфильмов, и находился музей анимационных кукол, существовать для детей перестал.
Да и другие кинотеатры решили, что им не выгодно крутить отечественные мультфильмы. И если у крупного мульт-проекта еще был шанс появиться на экране, то для короткометражек путь в кинозал был заказан.
Мультфильмы-невидимки
Хотя, по мнению историка анимации и основателя сайта animator.ru Сергея Капкова, кинотеатры при желании вполне могли бы заработать, если взялись бы за организацию на базе кинотеатра детских студий по анимации и художественных мастер-классов.
Гид по "Большому фестивалю мультфильмов" в Москве >>
"Прокатчики уверены, что на сборные программы анимации никто не пойдет, и если они вдруг решаются устроить дни фестивального кино, то, как правило, это один показ. Даже диск со сборником лучших мультфильмов года невозможно купить, так как надо сначала с десятком студий подписать договор, заплатить, а в результате все это выйдет намного дороже, чем прибыль от диска", - пояснил Капков.
В итоге российские мультфильмы, даже те, которые берут международные призы, видят исключительно профессионалы, которые ездят на фестивали.
Государство тоже не торопится взять на себя социальную функцию организации хотя бы одного детского кинотеатра в центре столицы.
Детская душа требует эпоса
Кстати короткометражкам вход заказан не только на большой экран, но и на ТВ, хотя казалось бы, что-то можно сбивать котороткометражки в одну линейку, и показывать их как сериалы. К тому же каналы не хотят сами производить мультфильмы, так как это довольно дорогое удовольствие – цена одной мульт-минуты от 9 тысяч долларов и до бесконечности – проще купить по дешевке устаревшие импортные сериалы и забить ими сетку.
Есть и еще один нюанс: дети – основная группа, на которую рассчитана российская анимация, также предпочитают сериальную продукцию.
"Детская душа настроена на то, что она какого-то героя идентифицирует, влюбляется в него, а потом хочет следовать за приключениями любимого героя. А если перед нами 10 минут про ежика, десять минут про чижика, затем про волка, то ребенок не успевает к этим героям привыкнуть", - рассказал РИА Новости Анатолий Прохоров, худрук самого успешного российского сериала "Смешарики".
По его словам, детская психика требует эпоса, а этот эпос и есть сериал. "На западе первыми нашли рецепт, как поймать зрителя, поэтому их кино смотрят громадные массы, а наше – только создатели", - отметил он.
Все бы ничего, но только, по мнению знаменитого мультипликатора Гарри Бардина, сериал и полный метр теряют главное, что составляет суть мультипликации – ее метафоричность. По его словам, рынок вымывает само ядро мультипликации - ее метафоричность, ее умение рассказать о многом за короткий отрезок времени.
Хотя и сегодня есть потрясающие короткометражки, сделанные Александром Петровым, Иваном Максимовым, Константином Бронзитом, но их работы практически никто не видит!
А показать-то нечего!
Одно время, мульт-сообщество сетовало на тотальное безденежье. Считалось, что если дадут денег, то все будет хорошо, и все 50 анимационных студий, которые образовались за последние 20-ть лет, заживут счастливо. Денег дали - Минкультуры и Фонд кино в этом году дают 1,5 миллиардов рублей на анимацию – но пока почти ничего не изменилось.
Из более чем ста анимационных короткометражек, которые ежегодно производятся в России, по мнению экспертов, смотреть можно не больше десятка фильмов. А зачем же тогда делались остальные 80?
"Как всегда основная проблема нашей мультиндустрии это не отсутствие денег. Выяснилось, что нет хороших проектов, для того, чтобы снимать полный метр, недостаточно хороших идей сериалов", - сетует Прохоров.
Главная причина, по его мнению, кроется в профессиональном образовании, точнее в его отсутствии в стране.
"Когда государство дало достаточно денег, то оказалось, что беда не в их отсутствии, а в том, что у нашей отрасли есть собственные колоссальные проблемы, которые не решались в течение 20-ти лет: в стране нет системы анимационного образования, и сегодня это проблема номер один. ВГИК выпускает профнепригодных, но при этом супер-амбициозных людей", - пояснил Прохоров.
За последние 20 лет, когда была разрушена система анимационного образования на студиях, почти не осталось художников-постановщиков, нет режиссеров и сценаристов, исчезла система подготовки кадров второго звена: аниматоров, контуровщиков, прорисовщиков…
Выходит, что даже, если "Первый канал" согласится показывать российские мультфильмы, ему очень скоро просто нечего будет "ставить в сетку". Качественного контента, сделанного за последний десяток лет, едва на пару месяцев хватит.
Эту ситуацию усугубляют и сами продюсеры, которые, чтобы сэкономить и облегчить себе процесс съемок, зовут не мастеров (которые будут думать над сверхзадачей и смыслами, и как снимать по 30 лет), и даже не состоявшихся профессионалов (эти будут дотошно переписывать сценарий, работать над яркими героями и внятной историей), а какого-нибудь безвестного молодого режиссера, чтобы дать ему сразу большую полнометражную картину.
В итоге – единственные удачи последних десяти лет, в смысле качества и запомнившихся персонажей – "Маша и Медведь" и "Смешарики".
Исправлять ситуацию, по мнению экспертов надо именно с системы образования. Сейчас Ассоциация анимационного кино пытается начать подготовку художников-аниматоров на базе не кино-, а художественных вузов и училищ страны.
"На формирование этой системы даже денег не надо, так как студенты готовы платить за то, чтобы стать художниками-аниматорами. Но для этого нужно время и… педагоги. Которых уже нету. Поэтому сейчас на возрождающемся "Союзмультфильме" есть идея организовать курсы по обучению педагогов анимационных курсов", - пояснил Прохоров.
В общем, если государство кроме денег, добавит еще и доброй воли, то ситуация в стране с мультипликацией может кардинально измениться к лучшему. Вдруг чиновники-патриоты захотят, чтобы их дети смотрели российские мультики.