Небесные регулировщики самолетов аэропорта "Внуково" работают на специальной вышке высотой почти 37 метров. Оттуда открывается отличный обзор взлетных полос и рулежных дорожек. За смену диспетчера взлетает и приземляется более двух сотен бортов.
С каждым из экипажей они поддерживают связь, следят за ситуацией в небе на специальных мониторах, регулируют воздушное движение. Посторонние разговоры во время работы исключены, запрещено даже отвечать на телефонные звонки во время смены. Чтобы не допустить ошибок, диспетчеры регулярно меняются: два часа работы — двадцать минут отдыха.
"Внимание — самое главное, и чтобы драйв любил, мог быстрые решения принять, очень быстро. Наша профессия, получается, как сапер или минер! Ошибаешься один раз. Неправильную команду дал, что-то будет выполнено экипажем не так", — объяснил диспетчер Станислав Факанов в интервью журналисту РИА Новости.
Чтобы стать авиадиспетчером, надо получить высшее образование, пройти практику, испытания на тренажерах и стажировку. В России специалистов этой профессии готовят только в трех вузах. В реальной работе у самолета, который ведет диспетчер может отказать двигатель или радиолокационная система, и тогда решение нужно принимать мгновенно. Любая ошибка может привести к катастрофе.
"Если происходит экстренная ситуация, первый, кто прийдет на помощь — это авиадиспетчер. Если нужно срочное снижение, то все самолеты можно развести в разные стороны, и борту дать экстренную посадку за несколько минут", — объяснил корреспонденту РИА Новости ведущий специалист тренажерного центра филиала МЦ АУВД Виктор Максименков.
Профессиональный праздник регулировщики неба отмечают с 20 октября 1961 года, когда в Амстердаме была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (International Federation of Air Traffic Controllers Associations, IFATCA). С момента образования число членов-ассоциаций IFATCA выросло до 133, они представлены 50 тысячами авиадиспетчеров во всем мире.