Всемирный день психического здоровья ежегодно отмечается 10 октября при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Об актуальных психических заболеваниях россиян, в том числе о депрессиях, о педофилии, о «веселящем газе» и о правилах психогигиены в интервью специальному корреспонденту РИА Новости рассказал главный психиатр России, директор ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени Сербского Зураб Кекелидзе.
- Зураб Ильич, в этом году Всемирный день психического здоровья, который ежегодно отмечается 10 октября, посвящен такому заболеванию как депрессия. Насколько распространено это заболевание в нашей стране и за рубежом?
- В историческом плане врачевание всегда было больше обращено в сторону физического здоровья человека: развивались хирургия, терапия, родовспоможение, вакцинация. А психическим заболеваниям, к сожалению, уделялось меньше внимания. Люди всегда жалели психических больных и любили их на расстоянии, придумывали унизительные для этих людей прозвища, такие как «дурак», «сумасшедший», «псих». Сегодня медицина достигла небывалых высот, врачи научились пересаживать сердце, легкие и другие органы. Многие заболевания поддаются лечению. Если в начале прошлого столетия средняя продолжительность жизни была 30 лет, а 40-летние уже считались пожилыми, то сейчас средняя продолжительность жизни выше примерно в два раза. Увеличение средней продолжительности жизни выявило ряд психических расстройств, которые развиваются в пожилом возрасте. Это и болезнь Альцгеймера, и нарушение памяти, и другие расстройства. То есть в обществе увеличивается число людей с психическими расстройствами. У людей в возрасте старше 65 лет депрессия встречается в три раза чаще, чем у молодых. По разным данным, от 5% до 10% населения страдает депрессией. По данным Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году депрессия по дням нетрудоспособности в году будет занимать второе место вслед за сердечно-сосудистыми заболеваниями. К сожалению, количество лиц с депрессивными расстройствами только увеличивается.
Основные симптомы депрессии: это психическая заторможенность, то есть человек ощущает, что ему труднее думать, труднее говорить - это первый признак. Второй признак - это заторможенность физическая и третий - это сниженное настроение. Это такая классическая триада симптомов депрессии. Однако чаще всего встречаются другие типы депрессий.
- Как проводить профилактику депрессий у населения?
- По данным ВОЗ, от 30% до 50% людей, которые обращаются за помощью в поликлиники, имеют проблемы психического здоровья, поэтому очень важно проводить профилактику в первичном звене. Но для этого должна быть создана целая система.
Наиболее сложными для лечения депрессии являются не стационарные больные, а амбулаторные. В стационаре расстройство видно ярче, есть определенный набор средств, есть квалифицированные специалисты. В амбулаторном звене сложнее диагностировать депрессии, поэтому в первичном звене должен быть более опытный врач-психиатр-психотерапевт. Помимо этого, чаще всего эти больные продолжают работать, управляют автомобилем, у них нет возможности бросить работу на несколько месяцев. А у нас получается так, что наиболее сложные с психиатрической точки зрения больные обращаются к терапевтам, которые мало знакомы с психиатрией. Поэтому в дальнейшем, видимо, развитие здравоохранения будет таким, что в амбулаторной сети будут работать врачи, которые очень хорошо будут знать психиатрию, психотерапию, неврологию.
Но проблема еще в том, что люди зачастую даже не знают элементарные правила психогигиены. Это то, что человек должен спать 8 часов в сутки, причем обязательно в ночное время, а не досыпать днем. Некоторые совершенно пренебрегают правилами психогигиены и говорят «высыпаться будем на том свете». Когда человек спит три часа и усилием воли открывает глаза, это говорит о том, что наш мозг и нервная система обладают огромной пластичностью. Но это не означает, что надо постоянно находиться в таком стрессовом состоянии, потому что впоследствии такое перенапряжение дезорганизует психическую деятельность. Можно не спать ночью один раз в месяц, но это должно быть исключением, а не образом жизни. Нужно соблюдать баланс: 8 часов на сон, 8 часов на работу и 8 часов на свободное время.
Как человек должен работать: первые 5-7 минут начала рабочего дня он должен войти в курс дела, а не хвататься за самую тяжелую работу. Полтора часа поработал, надо отвлекаться. Так же устроено в школе: ребенок не может концентрировать свое внимание больше 45 минут, иначе он не будет усваивать программу. Не рекомендуется также оставлять к концу рабочего дня самую тяжелую работу. А разговоры о том, что «мы герои и работаем с 9 утра и до 12 часов ночи», ничего кроме улыбки не вызывают, потому что человек не может столько времени работать интенсивно, а значит продуктивность у этого человека снижена.
- Наша страна занимает первые строчки в мировом рейтинге по числу суицидов среди детей и подростков. Какие меры надо принимать в стране, чтобы сократить число самоубийств?
- Детские и подростковые суициды актуальны для нашей страны. В 90-х годах мы были на втором месте в мире по частоте суицидов, сейчас мы переместились на шестое. Но это тоже не завидное место. Нам надо создать в стране суицидологические центры. Мы полагаем, что было бы очень правильно, если бы эти центры были практически во всех субъектах России. Я думаю, что так оно и будет. Нет единственной причины, по которой совершается суицид. Есть определенные группы населения, где суицидальный риск высокий. Фактор бедности и безработицы не всегда играет определяющую роль в суицидах.
- В России с 1 сентября вступил в силу закон о защите детей от негативной информации. Какие передачи, фильмы, наш ваш взгляд, можно запретить для просмотра детьми?
- В 90-е годы мы говорили, что можно показывать по телевизору, а что - нет. У нас было предложение: создать за 1,5-2 года такую систему, которая могла бы автоматически определить, что можно показывать детям, а что - нет. Все это можно было сделать с учетом мнений и детей, и профессионалов. Но, к сожалению, появились противники этой системы, и идея не была реализована.
Безусловно, появление такого закона сейчас нужно только приветствовать. И не только государство, но и семья должна контролировать, какие сайты в интернете и какие фильмы смотрит ребенок.
- Сейчас много разговоров из-за «веселящего газа», который стал популярен среди молодежи. Что вы думаете по этому поводу?
- В свое время «веселящий газ», или закись азота, применялся в медицине как легкий наркоз при небольших хирургических операциях. Сейчас это используется как наркотик. Одними запретами со всеми пагубными привычками невозможно бороться. Ребенок должен знать с малых лет, что хорошо и что плохо.
- Мне кажется, что даже взрослые не всегда понимают, к чему может привести употребление психоактивных веществ?
- Эти знания люди должны получать в школе. Ребенок должен знать, что вредно для его психики, почему он должен спать ночью, почему не должен курить, что такое здоровый образ жизни, что такое первая любовь и так далее.
- Действительно, почему у нас в школах нет уроков здоровья? Во многих странах они есть, и школьники знают, к чему приводит курение, употребление наркотиков, алкоголя.
- Потому что сразу возникает вопрос: а кто должен преподавать эти уроки? Мы (психиатры) считаем, что в школе должны быть педагоги с психологическим образованием, которые объясняли бы детям, что такое переходный возраст, почему в этот период меняется фигура, что это важный период в жизни и что все проходят через это. Кроме того, надо рассказывать детям, что такое первая любовь, что каждый кого-то бросает и это не трагедия, просто так устроена жизнь. А когда ребенок этого не знает, он думает, что никому не нужен, и для него это становится настоящей трагедией.
- Насколько сегодня в нашей стране актуальна проблема педофилии?
- Педофилия актуальна во всех странах, не только у нас. Стоит отметить, что психиатры мало осведомлены о педофилах, потому что с такими жалобами никто к врачам не обращается. Фактически мы узнаем о них только тогда, когда эти люди совершают преступление. Мы от педофилов никуда не денемся, потому что эта часть общества всегда будет. Следовательно, общество должно не мириться с этим, а каким-то образом на это воздействовать. Поэтому мы предложили создать отделение по принудительному лечению педофилов в нашем центре. Минздрав нас в этом поддержал. Если человек совершил правонарушении и признано, что он сделал это вследствие его болезни (педофилии), тогда он признается невменяемым, и, следовательно, его надо лечить принудительно. В этом отделении специалисты будут не только подбирать лечение для педофилов, но и постараются выяснить причины и следствие этой болезни. Научные исследования в этом направлении, к сожалению, весьма скудны.
- Сейчас активно обсуждается антитабачный законопроект. Не получится ли так, что, если мы сейчас введем жесткие ограничения на сигареты, население начнет искать другие способы расслабления?
- Когда мы говорим об антитабачном законопроекте, то мы прежде всего хотим этим документом ограничить курение среди подрастающего поколения. Я думаю, что для них этот закон будет очень эффективным. В этой связи мы обсуждали тему и пришли к выводу, что все, кто приходит к нам обучаться в ординатуре, то есть будущие врачи, должны быть некурящими. Это будет обязательным внутренним условием для нашего учреждения. Это случится не в этом году и в следующем, а года через два, потому что курение - это болезнь зависимости. А как врач-психиатр будет лечить пациентов, если он сам зависимый? Через пару лет это вопрос мы поставим ребром.
- Государство может сегодня помочь курильщикам справиться с их пристрастием?
- Мы готовы разным медучреждениям организовать кабинеты по отказу от курения. Пока это только в планах, но мы считаем, что это надо делать. Сейчас мы разрабатываем пакет документов и затем с московским департаментом здравоохранения будем этим заниматься.