Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Департамент здравоохранения Москвы опубликовал проект приказа, регламентирующего деятельность народных целителей на территории города. Заниматься народной медициной в столице смогут только дипломированные врачи и фельдшеры при наличии у них разрешения департамента.
Процедура лечения народными средствами теперь будет полностью копировать лечение в обычной поликлинике, а народный целитель практически ничем не будет отличаться от участкового терапевта, разве что больничный не сможет выдавать.
Проект положения "О порядке занятия народной медициной на территории города Москвы" был опубликован на сайте столичного департамента здравоохранения еще 24 мая этого года. Сейчас там появился проект приказа руководителя департамента Георгия Голухова, вводящего в действие это положение. До 19 октября оно должно пройти процедуру независимой антикоррупционной экспертизы, после чего Голухову останется только подписать его и свой приказ.
Таким образом, у столичных народных целителей начнется новый этап в их бизнесе, ставящий их перед выбором – играть по правилам или уйти глубже в тень.
Люди без белых халатов
Прежде всего, народный целитель должен будет повесить в помещении, где он ведет прием пациентов, "на видном месте разрешение на занятие народной медициной и лицензию на осуществление медицинской деятельности".
Все остальные его дипломы и сертификаты, висящие рядом на стенке, целителю лучше снять от греха подальше. Если они будут вводить в заблуждение пациентов "относительно их юридической силы и правового статуса выдавшей их организации", у целителя возникнут неприятности с контролирующими органами.
Само разрешение целителю дадут только в том случае, если он гражданин РФ, имеет диплом о среднем или высшем медицинском образовании, действующий сертификат специалиста и лицензию на свою медицинскую деятельность, а также зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.
Целитель обязан будет вести "разборчивым почерком" журнал учета приема пациентов с записями об их жалобах, диагнозе и методе лечения. Что же касается самих целительных процедур, то он будет "применять конкретные методы народной медицины при наличии письменного согласия пациента на их применение". Расписка пациента прилагается к его "истории болезни". "Заведомо ложная реклама" народного целителя о себе и методах своего лечения является основанием для аннулирования у него разрешения.
Можете сами поискать в указанных выше документах десять отличий народного целителя нового образца от обычного участкового терапевта. Мы нашли два: народный целитель не сможет выдавать больничные листы и не обязан принимать пациента в белом халате.
Возможные осложнения после ампутации шарлатанства
Как повлияет такое госрегулирование на рынок народных целителей, покажет время. С большой долей вероятности можно предположить, что добровольно легализуются на таких условиях далеко не все народные целители.
С одной стороны, это хорошо, поскольку закон отсечет явных шарлатанов. А в случае осложнений со здоровьем после обращения к целителю у пациента появится реальная возможность получить от него компенсацию или привлечь его к суду. Ведь все процедуры будут задокументированы.
Правоохранительным органам не составит труда найти в "истории болезни" написанное четким почерком назначение целителя пациенту, а ниже запись о субъективном ощущении пациента – например, что тому стало хуже.
С другой стороны, народные целители потому и "народные", что ушли от официальной медицины, даже если закончили медицинский вуз и получили диплом врача. Ни для кого не секрет, что "народные" и "нетрадиционные" методы лечения, порой даже осужденные и заклейменные официальной медициной, каким-то образом помогают определенному количеству людей, от которых официальная медицина официально отказывается по тем или иным причинам.
И даже если эта помощь – мнимая, сродни эффекту плацебо, люди всегда будут хвататься за соломинку, если речь идет об их здоровье или здоровье их близких. Соломинка эта им часто мерещится именно в кабинетах и офисах "народных целителей".
Таких людей, разочарованных или обиженных официальной медициной, в Москве, как и в России, – огромная масса, и они никуда не денутся. Просто тихо отойдут "в тень" – вслед за теми целителями, которых такой плотный контроль со стороны департамента здравоохранения не устроит.
"Народный целитель": чисто российское изобретение?
Согласно закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", "народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья".
Само по себе это определение не очень помогает понять суть явления, потому что под него полностью подпадает и обычная медицина. Вероятно, поэтому чуть ниже в том же законе определена единственная отличительная черта народной медицины: "народная медицина не входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи".
Иными словами, та медицина в России, которую нельзя получить бесплатно, и юридически является народной.
В других странах то, что у нас называют народной медициной, носит название "комплиментарной" (дополнительной), "неконвенциальной" или "альтернативной". Иногда ее называют "традиционной", имея в виду народные традиции (у нас опять-таки она "нетрадиционная").
Главное отличие такой медицины: ее методы не проходят строгую клиническую проверку, они воспринимаются как бы на веру – другим помогало, значит и в данном случае поможет.
Методам этой медицины учат – по желанию – студентов в подавляющем большинстве западных медицинских университетов и колледжей. По окончании курса выдают соответствующий сертификат.
Регулируется такая медицина в разных странах по-разному. Общее только одно: если та или иная отрасль альтернативной медицины легальная, то она подпадает либо под государственное медицинское страхование, либо под частное.
Откровенных шарлатанов преследуют везде одинаково – по закону, не принимая при этом специальных законов для шарлатанов от медицины.
История вопроса
В ноябре прошлого года был принят Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Судьбоносным для народных целителей в нем был пункт 2 статьи 50, который ввел разрешения на занятия народной медициной, которые уполномочил выдавать "органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъектов РФ".
До того народные целители руководствовались письмом Росздравнадзора №01И-363/06 от 2006 года "О деятельности народных целителей", согласно которому, народный целитель мог обратиться в ФГУ "Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" и получить там сертификат на свою деятельность. Сертифицированный целитель включался в "Реестр целителей" (приказ Росздравнадзора от 25.01.2006 N 154-Пр/06).
При этом сертификация была добровольной, а народная медицина хоть и была отнесена к сфере здравоохранения, но ее включили в номенклатуру лицензируемых работ и услуг по медицинской деятельности. Территориальные управления Росздравнадзора при проверке юрлиц и индивидуальных предпринимателей могли лишь "принять во внимание наличие сертификатов соответствия услуг и выписок о включении в "Реестр целителей".
Таким образом, вся практическая польза от сертификата народного целителя заключалась в том, что его обладатель мог повесить его в рамочке на стенку, чтобы видел пациент, и повысить свои расценки.
Еще раньше, до 2006 года, никто никаких сертификатов единого образца целителям не выдавал. Желающие обзаводились дипломами, которые по действовавшему с 1993 законодательству им могли выдавать общественные организации, например, всевозможные ассоциации магов, колдунов или целителей.
К концу "нулевых" годов число всевозможных экстрасенсов, магов и колдунов в России достигло 800 тысяч и превысило число профессиональных врачей – 640 тысяч.
Принятый в прошлом году закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" отделил "чистых" от нечистых": "к народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов". А право выдавать разрешения на занятия народной медициной, как уже сказано, закон отдал органам здравоохранения регионов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции