Игорь Кваша часто говорил, что работа в театре для него была на первом месте. Всю свою жизнь он посвятил "Современнику", придя туда сразу же после окончания Школы-студии МХАТ. "Я в жизни, наверное, очень много пропустил и очень много упустил, - говорил он однажды. - Но одно у меня есть в жизни, то, что меня действительно греет: то, что мы сделали театр. Сделали театр, причём сделали его в условиях, в которых нельзя было его сделать, это просто было невозможно". РИА Новости вспоминает некоторые роли актера в кино и на сцене, которые навсегда останутся в истории.
1956 год
Владимир в спектакле "Вечно живые" по пьесе Виктора Розова, в постановке Олега Ефремова
15 апреля 1956 года этой постановкой открылся театр "Современник". Главными соратниками Олега Ефремова в создании театра были его ученики из Школы-студии МХАТ – Галина Волчек, Игорь Кваша, Светлана Мизери. В роли Владимира Кваша и дебютировал на сцене. Сам актер вспоминал об этой работе в передаче "Линия жизни" телеканала "Культура": "… мы по ночам, работая в своих театрах, сделали спектакль по пьесе Розова "Вечно живые". <…> Спали от силы часа два-три-четыре в сутки".
Кваша также сыграл и в телеверсии легендарного спектакля, снятой Галиной Волчек в 1976 году, 20 лет спустя после первой постановки.
Актриса Людмила Иванова, однокурсница Кваши, всем известная Шура из "Служебного романа", в книге "Мой «Современник" вспоминала, как впервые увидела его в этой роли: "Игорь Кваша играл Володю. Слушая его рассказ, мы видели, как он замерзал на снегу, как его спас и потащил Борис, и он никак не мог смириться с тем, что Борис, уже дойдя до своих, погиб от шальной пули. Я и сейчас помню, как вздрагивало его лицо, текли слезы, и в зале все плакали".
1960 год
Первый министр в спектакле "Голый король" по пьесе Евгения Шварца, постановка Маргариты Микаэлян и Олега Ефремова
Знаменитейший спектакль "Современника" "Голый король", поставленный Маргаритой Микаэлян и Олегом Ефремовым, с блистательными Евгением Евстигнеевым, Галиной Волчек и Ниной Дорошиной и Игорем Квашой в главных ролях.
Евгений Евстигнеев играл Короля, а Игорь Кваша - Первого Министра. Как вспоминала в той же книге Людмила Иванова, когда Кваша появлялся на сцене "в гриме "всесоюзного старосты" Калинина" и восклицал "Ох, король! Ах, умница!", в зале раздавался гром аплодисментов.
Театральный критик Натэла Лордкипанидзе так пишет об этой его роли: "…в роли Первого министра из "Голого короля" представлять льстеца, чтобы рассмешить публику, актер не собирался. Хотел, напротив, быть правдивым даже в мелочах…"
1973 год
Рассказчик в спектакле "Балалайкин и К°" по мотивам сатирической повести Салтыкова-Щедрина "Современная идиллия". Постановка Георгия Товстоногова, Леонида Пчелкина
Этот спектакль был последней премьерой в старом здании театра "Современник" на площади Маяковского. Ставили его Георгий Товстоногов и Леонид Пчелкин, после ухода Олега Ефремова в 1970 году. Партнерами Игоря Кваши в этой постановке были Валентин Гафт и Олег Табаков. В 2001 году Кваша вместе с Гафтом и Александром Назаровым вернули постановку на сцену театра, выступив в качестве соавторов новой редакции.
Старый тандем двух актеров спустя годы заиграл новыми красками. Театровед Вера Максимова писала: "Оказывается, двое - это много, если они Гафт и Кваша. Возвращается полузабытое в пестроте, грубости, развеселости нынешнего театрального ландшафта наслаждение — быть свидетелями, соучастниками игры двух больших актеров".
1974 год
Эмиль Тавернье в фильме "Соломенная шляпка". Режиссер - Леонид Квинихидзе
В одной из самых знаменитых советских музыкальных комедий, снятой по одноименному водевилю Эжена Лабиша, Кваше досталась роль Эмиля Тавернье – возлюбленного владелицы той самой шляпки (ее играет Екатерина Васильева). Впервые герой, в офицерском мундире, с усами и бакенбардами, появляется в знаменитой сцене в парке, когда лошадь Фадинара (Андрей Миронов) уничтожает головной убор. Несмотря на офицерский мундир, персонаж Кваши оказывается не таким уж благородным: он вступает в спор с Фадинаром и заставляет его разыскивать новую шляпку не потому, что отстаивает честь своей дамы, а из вполне корыстных целей – если она вернется домой с непокрытой головой, муж заподозрит измену. Но, несмотря на экранное противостояние персонажей Кваши и Миронова, в жизни актеры, напротив, были большими друзьями.
Игорь Кваша вспоминал об Андрее Миронове: "Вспоминаются все годы нашей дружбы. Мы познакомились в 1964 году и как-то сразу подружились. Виделись ежедневно, а если не встречались, обязательно перезванивались. Помню, как он уговаривал меня сняться в "Достоянии республики" и "Человеке с бульвара Капуцинов", чтобы еще хоть какое-то время побыть вместе во время съемок. Когда наши отпуска в театре совпадали, мы проводили их часто вместе".
1979 год
Бургомистр в телефильме "Тот самый Мюнхгаузен". Режиссер – Марк Захаров
Еще одна эпизодическая, но яркая роль досталась Игорю Кваше в фильме Марка Захарова, сценарий к которому написал Григорий Горин. Бургомистр – умудренный опытом, прагматичный персонаж, в напудренном парике и круглых очках. Он - один из тех, кто пытает вразумить барона Мюнхгаузена и убедить его отказаться от "32 мая" ради женщины: "Да черт с ней с правдой, иногда нужно и соврать". Главные роли в ленте исполнили актеры театра "Ленком", которым руководит Захаров – Олег Янковский, Инна Чурикова и Александр Абдулов. Артист "Современника" Кваша объясняет свое присутствие в картине очень просто: "Мне нравился очень сценарий. И сценарий был Гриши Горина, который был моим очень близким другом. И с Захаровым мы друзья, и снимались друзья. Поэтому это было замечательно вообще всё. Поэтому я с большим удовольствием пошёл туда работать».
1987 год
Пастор в фильме "Человек с бульвара Капуцинов". Режиссер – Алла Сурикова
В комедийном вестерне Аллы Суриковой актер сыграл Пастора захолустного городка на Диком Западе, куда своей просветительской миссией, а именно с целью строительства немого кинотеатра, приезжает мистер Фёст (Андрей Миронов). Как и все герои фильма – ковбои, танцовщицы, бармены – персонаж Кваши, несмотря на сан, не отличается благочестивым поведением. Впервые главный герой встречает Пастора в коридоре салуна и становится свидетелем комичной и неловкой сцены, во время которой перед святым отцом захлопывает дверь девушка легкого поведения, а он стыдливо прикрывает рукой щеку со следом от пощечины и спешит покинуть "место преступления". Впрочем, позднее сила искусства преображает и Пастора – он почти не может сдержать слез во время кинопоказа.
1996 год
Гаев в "Вишневом саде" по пьесе Антона Павловича Чехова. Постановка Галины Волчек
"Вишневый сад" - один из самых старых и знаменитых спектаклей "Современника", этой постановкой театр отмечал и свое 50-летие в 2006 году. А Игорь Кваша был практически неизменным Гаевым. Он играл и в первой постановке 1976 года и в обновленной ее версии в 1996-м. Говорили, что актер очень любит вживаться в роль вместе с реальными предметами, они важны для сценической правды, писала критик Натэла Лордкипанидзе. По ее словам, в "Вишневом саде" его Гаев не выпускал из рук коробочку от леденцов, которую Кваше подарил Виталий Виленкин, а ему - Ольга Книппер-Чехова.
2005 год
Иосиф Сталин в спектакле "Полёт чёрной ласточки, или Эпизоды истории под углом 40 градусов" по пьесе Инги Горучава и Петра Хотяновского "Шинель Сталина". Постановка Владимира Агеева
Одной из последних ролей в театре и фактически бенефисом Игоря Кваши стал Иосиф Сталин. После премьеры критики писали, что Кваша сыграл "давно взлелеянную роль". Он и сам говорил, что его интересовала фигура Сталина: "…меня всегда интересовала эта психология и то, как он смог подчинить страну. Какими методами? И что же он сделал для этого? И поэтому я всегда что-то старался узнать, когда я видел человека, кого-нибудь, кто встречался со Сталиным, то я пытался из него вытянуть этот рассказ. А что такое? А как это было?"
Театральный критик Алена Карась об этой роли: "Сталин в нежном, мягком, пластичном исполнении Игоря Кваши становится у него коррелятом всего русского мифа. Это уже не Акакию Акакиевичу, а ему принадлежит шинель, и это он хочет свою старую боевую подругу заменить на новую. Так Сталин неожиданно превращается едва ли не в маленького человека классической русской литературы. Потом на нас обрушивается романтический Сталин, и уже едва ли не лермонтовский "Демон" начинает витать вокруг Игоря Кваши: в кавказских горах, еще мальчиком, его странный герой влюбляется в замужнюю женщину, и боль отверженности навсегда обжигает его юную душу".