Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Снижения цен на продукты питания, которое обещали сторонники состоявшегося на днях вступления России в ВТО, не произойдет, говорят эксперты. Причины тому - малая, даже почти несущественная величина снижения импортных пошлин, высокие цены на продовольствие на мировых рынках и сильное лобби торговых сетей и производителей, также претендующих на дополнительную маржу от вступления страны в ВТО.
После вступления России в ВТО моментальную выгоду должны получить металлургические и химические предприятия, которые смогут беспошлинно торговать с зарубежными фирмами. Из-за роста конкуренции на рынках РФ и увеличения оборота беспошлинной торговли в перспективе вырастет ВВП и улучшится инвестиционный климат.
Но большинство граждан волнуют более понятные выгоды от ВТО, например, обещанное снижение цен на импортные потребительские товары.
Потребительский сектор больше других выиграет от снижения импортных пошлин в новых условиях, подсчитали аналитики ИК "Тройка Диалог". Причем наибольшая выгода достанется ритейлу, поскольку снизится себестоимость закупаемых торговыми сетями импортных продуктов, отмечают они. Доля продуктового импорта в РФ составляет примерно 40%.
Импортные пошлины на потребительские товары снизятся в среднем с 13,3% до 10,3%. В частности, на импорт молочных продуктов пошлины сократятся с 19,8% до 14,9%. Сборы за ввоз в страну импортного алкоголя в течение четырех лет они уменьшатся с 20% до 12,5%. Пошлины на ввоз зерна снизятся с 15,1% до 10%.
"Уже в первые годы цены на импортное продовольствие начнут снижаться, - пишут аналитики ИК "Тройка Диалог". - В условиях растущего импорта российским производителям также придется снижать свои расценки".
Потребитель выиграет
Сами ритейлеры весьма осторожны в оценках, но говорят, что новая реальность - на руку потребителю.
Крупные торговые сети выиграют от вступления России в ВТО, говорит РИА Новости пресс-секретарь сети супермаркетов премиум-класса "Азбука вкуса" Андрей Голубков. Доля импорта в ассортименте сетей премиум-класса превышает 50%, а на импортные продукты будет снижена пошлина.
"Для нас есть преимущество в том, что облегчается доступ импортных товаров на российский рынок. Деликатесы, редкие вина или сыры станут более доступными потребителю", - говорит Андрей Голубков.
Но "как это будет работать и снизятся ли цены в рознице", он сказать пока не может.
"От вступления России в ВТО однозначно выиграет конечный потребитель", - говорит РИА Новости директор по связям с общественностью Группы "Вестер" (компания, развивающая сеть гипермаркетов "Вестер Гипер" и универсамов "Сосед") Римма Ремизова.
В результате вступления РФ в ВТО таможенные пошлины уменьшатся, и, как следствие, конечные цены на ряд товаров должны снизиться, пояснила она. Также снижению цен будет способствовать ужесточение конкуренции на рынке.
Цены вниз не полетят
Между тем, эксперты утверждают, что покупатели не почувствуют снижения цен на продукты. И вот почему.
Во-первых, снижение пошлин на импортные товары распределено по времени и произойдет далеко не сразу, говорит РИА Новости генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. Реально на отмену всех оговоренных импортных пошлин и преодоление сопротивления отраслевых лобби уйдет не менее шести-семи лет, добавляет директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко.
Во-вторых, снижение импортных пошлин будет не столь значительным, чтобы оказать заметное влияние на ценовую ситуацию - всего на 3-5% от величины сбора. "Импортная пошлина невысока, и я не ожидаю какого-то изменения цен", - говорит Кривошапко.
При этом факторы, которые способствуют увеличению цен в магазинах, куда более существенные. "Давление на цены ежегодно и регулярно оказывают тарифы естественных монополий, стоимость электроэнергии, газа и цена перевозки товаров", - напомнил Бурмистров.
В-третьих, на рост цен влияет внешнеэкономическая конъюнктура на мировых сельскохозяйственных рынках. "Если в РФ неурожай, в США неурожай, то цены повышаются, и вступление в ВТО не гарантирует, что снижение импортных пошлин приведет к снижению цен в магазинах", - говорит Бурмистров.
Маржу поделят производители и ритейлеры
Скорее всего, говорят эксперты, вступление в ВТО запустит процесс формирования более конкурентного рынка в российской пищевой отрасли. "Конкуренция с импортными товарами будет усиливаться", - говорит Бурмистров.
При этом снижения цен на те товары, которые уже лежат на полках супермаркетов, не будет. Зато снижение импортных пошлин увеличит маржу либо производителя, либо торговой сети. Крупные сети смогут добиться от большинства своих поставщиков снижения закупочных цен в размере уменьшения пошлины.
"Здесь все будет зависеть от силы переговорной позиции, но снижать цены никто не будет", - уверен Бурмистров.
Есть и хорошая новость: эксперты говорят, что увеличившие маржу торговые сети не будут какое-то время повышать цены, хотя подняли бы их, не получив такой бонус.
"Это может быть компенсирующим фактором при следующем повышении цен", - предполагает Бурмистров.
Арифметика на полке
Даже если предположить, что торговые сети были бы готовы снизить цены на величину снижаемых импортных пошлин, покупатель бы все равно не почувствовал особой выгоды.
Дело в том, что импортная пошлина взимается не с розничной цены товара, а со стоимости, по которой импортная продукция ввозится в страну, и она намного ниже той, что на ценнике в магазине.
Прежде чем попасть на полку супермаркета, импортные продукты проходят "растаможку" и доставляются поставщику, который продает товар в магазин. В итоге по дороге от границы до супермаркета продукция дорожает на 50-100% от той стоимости, по которой она была ввезена в страну, объяснил Михаил Бурмистров.
Наценка супермаркетов составляет 25-30%, которые тоже нужно прибавить к стоимости доставленного в магазин товара. Правда, поскольку наценка на разные товары различается (к примеру, на хлеб она низкая, на деликатесы - значительно выше), то в реальности магазин добавит к стоимости поступившего импортного товара еще процентов пятьдесят, говорит эксперт.
В итоге, даже если бы маржа от снижения импортных пошлин досталась покупателю, она составила бы, по экспертным оценкам, менее 1% от цены, указанной на ценнике.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции