Обозреватель газеты "Московские новости" Юрий Гладильщиков для проекта Weekend РИА Новости
Трудно поверить, но 13 июля исполняется 70 лет вечно молодому Индиане Джонсу - Харрисону Форду.
Наверное, каждый второй (если не каждый первый) из киноманов мужского пола, из тех, что начали активно смотреть фильмы в момент бума видеомагнитофонов в конце 1980-х, перечисляя своих любимых актеров, назовет Харрисона Форда.
Форд – представитель мужского кинематографа, мужских жанров. Хотя поклонниц у него, понятно, тоже всегда было в избытке.
Один наш актер, сверхпопулярный в начале 90-х, признавался, что пытался копировать на съемочной площадке повадки фордовского Индианы Джонса - прежде всего недоуменное выражение его лица, когда он получает кулаком по физиономии. Нашему актеру это удалось не слишком.
Но Форда любили и любят не только у нас. Не зря он до сих пор остается, как это ни варварски прозвучит, самым рентабельным актером Голливуда. В том смысле, что фильмы с его участием собрали в мире больше миллиардов долларов, нежели картины с участием кого бы то ни было другого, включая Джонни Деппа и Леонардо Ди Каприо. И не зря он долгое время оставался самым высокооплачиваемым актером кино – еще недавно, в 2002-м, он получил за работу в "К-19" сумасшедшие 25 миллионов долларов плюс 20% от кассовых сборов.
Наш, немного русский
Прежде чем поговорить о странностях и закономерностях в творческой карьере Форда, обратим внимание на парадоксы его жизни.
Харрисон Форд - "неудачник" с миллиардными сборами >>
Первый парадокс: Форд, как ни удивительно, подобно многим другим звездам Голливуда в меру наш. Американские источники информируют, что у его матери русско-еврейские корни. На деле это означает вот что: его бабушка и дедушка по материнской линии на закате первой русской революции, в 1906-1907 годах, вместе с семьями перебрались из Минска в Америку. Поженились они в момент Великой Октябрьской - в 1917-м. Их дочь вышла замуж за ирландца-католика, имеющего заодно протестантские немецкие корни. В 1942-м у них и родился Харрисон Форд. Когда его спрашивают, кем он себя ощущает, он хохочет и отвечает, что в жизни он ирландец, а на съемках – еврей. Когда его спрашивают, какую религию он исповедует, он утверждает: единственную - демократию.
Когда Форд говорит о своей национальной принадлежности, то лукавит. Он явно ощущает себя тем, кем не были ни его родители, ни предки: потомственным американцем, причем внуком ковбоев. Он живет не в Голливуде, как большинство кинематографистов, где у него, разумеется, есть своя звезда на Аллее славы, и не в Нью-Йорке, как другая часть киношников. Он обитает на гигантском (может себе позволить) ранчо в Вайоминге. Не зря ведь, наверное, оба его самых знаменитых героя - Индиана Джонс и Хан Соло из "Звездных войн" - тоже своего рода ковбои. Несмотря на то, что первый - университетский профессор-археолог с энциклопедическим образованием, а второй - космический авантюрист. Фирменный признак Индианы - его шляпа, не вполне ковбойская, но, при этом, со слишком широкими полями, чтобы считаться профессорской.
Правда, на своем ранчо Форд не разводит скакунов, а плотничает (он работал плотником в конце 60-х, когда из-за ряда неудач оказалась под угрозой его актерская карьера) и коллекционирует одноместные самолеты (в том числе старые модели 20-40-х годов), а также вертолеты - на всех летает, даже в Вайоминг из Нью-Йорка. Кстати, в 2000-м на своем вертолете Форд спас чуть не умершую от обезвоживания 20-летнюю путешественницу в горах - тоже поступок настоящего ковбоя.
Но вернемся к корням Форда, чтобы отметить, что своей дальней родине (Минск дедушки-бабушки Харрисона, к слову, был важным городом Российской империи, а потом СССР) он отдал богатую дань. Да, сначала он снялся (в 1997-м) в картине "Самолет президента", которая не слишком ласкова по отношению к России: там действуют плохие русские террористы, которым персонаж Форда - президент США - противостоит. Да, нехорошие русские 50-х играли важную роль и в последнем - четвертом - "Индиане Джонсе". Но "Индиана" - это ведь наполовину стеб. Это авантюрные приключения. Да и "Самолет президента" многие восприняли из-за его стилистики как очередную неофициальную серию той же "Индианы".
Зато в промежутке Харрисон Форд сыграл капитана советской подводной лодки, которая героически, ценой многих жизней, спасла мир от ядерной катастрофы - в фильме будущей "оскаровской" триумфаторши (фильм "Повелитель бурь" получил 9 номинаций и 6 статуэток) и экс-супруги Джеймса Кэмерона Кэтрин Бигелоу "К-19". Когда в финале постаревший капитан приходит на кладбище к могилам своих погибших матросов, а там собрались оставшиеся в живых члены команды и они отдают ему честь… Не просто слезы на глаза наворачиваются - понимаешь, что более патриотического для России фильма мир давно не видел. Хотя сделан он не у нас, а в Голливуде.
Демократ, как он есть
Фразу Форда о том, что по религии он демократ, надо воспринимать более серьезно. Потому что второй парадокс в жизни Форда - это его вызывающее в условиях современного циничного мира приступы подозрительности и сомнения нравственное совершенство. Он - редкий голливудский суперстар, не замешанный ни в каких скандалах - ни на съемочной площадке, ни в семейной жизни. При этом – что, наверняка, станет откровением для тех, кто считает его абсолютным идеалом - Форд все-таки сменил трех жен и стал отцом пятерых детей. А те родили ему двух внуков. Но и тут никаких особых скандалов: все своим чередом, все по-честному. Его слова и действия (включая упомянутое спасение на вертолете незадачливой туристки) - то, под чем мог бы подписаться или что мечтал бы совершить любой здравый человек.
Форд много лет заботится об окружающей среде. В итоге за заслуги перед зеленым миром - это не анекдот, это правда - его имя было присвоено одному из вновь открытых видов муравьев (Peidole Harrisonfordi), одному из видов пауков (Calponia Harrisonfordi), а сам он получил право наименовать новый вид бабочек – и назвал его в честь своей дочери Джорджии.
В 2003-м именно Харрисон Форд вышел на "оскаровскую" сцену, чтобы принять в свои руки и затем передать по назначению приз за режиссуру, присвоенный Роману Полански за фильм "Пианист". Полански был запрещен въезд в США и позже его, по настоянию американских властей, арестовали в Швейцарии – весь прогрессивный киномир бился тогда за его освобождение.
Форд последовательно выступал против войны в Ираке. Он не хочет, чтобы Америка играла роль всемирной полиции. Он вообще против вооруженных конфликтов, в том числе частных, поэтому озабочен гигантским количеством огнестрельного оружия, которое находится в собственности граждан США. Но признает, что не знает рецептов, как разрешить эту проблему.
Харрисон и на съемках-то всегда пытался вести себя честно. В ряде эпизодов "Индианы" его заменял каскадер, похожий на него так, что их путали даже члены съемочной группы. Но заменял только потому, что Форд ушибся во время очередного трюка. Считается, что он - рекордсмен среди актеров мирового кино по количеству травм во время съемок. Однажды даже Спилберг испугался, что Форд убился насмерть. Но сам Форд не называет себя каскадером. Он говорит, что на съемках просто бегает, прыгает и падает.
Еще он дружит с Клинтоном и играет с ним в гольф. Но это совсем не то же, что у нас дружить с властью – там никакой корысти: Форд-то побогаче Клинтона будет.
Завершающая деталь к позитивному образу: Форд за всю свою карьеру сыграл только одну безусловно отрицательную роль – при этом действительно отвратительного персонажа (в триллере Роберта Земекиса "Что скрывает ложь" 2000 года). Там он лжец, маньяк, убийца. Но это так не соответствует облику Форда, что фильм вызвал у публики недоумение.
И про карьеру
Между тем, судьба Харрисона Форда типична для карьеры суперстара. Все его обожают, репортеры сражаются за право взять у него интервью, обыватель счастлив просто постоять рядом с ним, а уж сфотографироваться!
Он ежегодно попадает в списки самых лучших, знаменитых, сексуальных и т. д. актеров всех времен и народов. Регулярно занимает в них первое место. Но большим актером его не признают. "Оскар" считает честью, если Харрисон Форд соглашается вручить кому-то очередную статуэтку, но у самого актера всего одна "оскаровская" номинация – за роль в фильме австралийца Питера Уэйра "Свидетель", вышедшем 27 лет назад, в 1985-м. Там герой Форда, полицейский детектив, защищает свидетеля-мальчика, который узнал лица тех, кто убил агента отдела по борьбе с наркотиками. Убийцы оказываются полицейскими. После этого устранение мальчика и его опекуна-Форда становится вопросом времени.
Биография Форда немного похожа на биографию Бельмондо. Серьезные роли в начале – и потом дань исключительно массовым жанрам. Но у Бельмондо актерская биография чище (другое дело, что Форд заработал на порядок больше денег). Бельмондо все-таки сыграл главные роли у Годара. У Форда нет главных ролей в фильмах величайших режиссеров. Антониони вырезал его из "Забриски-пойнт". В легендарных "Американских граффити" Лукаса и "Разговоре", а также в "Апокалипсисе сегодня" Копполы его роли важные, но второстепенные.
Между тем Форд – единственный актер, снявшийся в фильмах всех трех главных реформаторов современного Голливуда: у Копполы, у Лукаса и у Спилберга. Последний, к слову, готовит пятую часть похождений Индианы Джонса - разумеется, с Харрисоном в главной роли.
Вдобавок Форд – один из тех суперстаров Голливуда, кто действительно соответствует супергероям своими физическими данными. Он, с его 1,85 метра роста, почти как Клинт Иствуд и Шон Коннери. Ему не надо, как низкорослому Тому Крузу, подкладывать себе на съемках в ботинки "возвышающие" стельки. Керри Фишер - принцесса Лея из "Звездных войн" - в сценах с Фордом вынуждена была становиться на ящик.
Ему не нужны ни стельки, ни ступеньки, чтобы возвыситься. За это мы его и любим.