Рейтинг@Mail.ru
Марк Шагал. Полеты во сне и наяву - РИА Новости, 19.06.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Марк Шагал. Полеты во сне и наяву

Читать ria.ru в
Дзен

7 июля исполняется 125 лет со дня рождения Марка Шагала. Урожденный Мойша Сегал был человеком удивительной преданности - путешествуя по миру, между Францией и США, он всю жизнь хранил в памяти образы родного Витебска, а в своих отношениях с Вирджинией Макнилл-Хаггард и "Вавой" Бродской оставался верен первой и единственной музе - Белле Розенфельд.

© предоставлено Государственной Третьяковской галереей7 июля исполняется 125 лет со дня рождения Марка Шагала. Урожденный Мойша Сегал был человеком удивительной преданности - путешествуя по миру, между Францией и США, он всю жизнь хранил в памяти образы родного Витебска, а в своих отношениях с Вирджинией Макнилл-Хаггард и "Вавой" Бродской оставался верен первой и единственной музе - Белле Розенфельд.

"Автопортрет перед домом". 1914 год.

Марк Шагал. Автопортрет перед домом. 1914 год
7 июля исполняется 125 лет со дня рождения Марка Шагала. Урожденный Мойша Сегал был человеком удивительной преданности - путешествуя по миру, между Францией и США, он всю жизнь хранил в памяти образы родного Витебска, а в своих отношениях с Вирджинией Макнилл-Хаггард и "Вавой" Бродской оставался верен первой и единственной музе - Белле Розенфельд.

"Автопортрет перед домом". 1914 год.

1 из 15
© Марк ШагалНациональное самосознание Мойши Сегала стало одним из основных мотивов творчества. "Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником", - признавал он.

"Святое семейство". 1909 год.

Святое семейство. 1909. Марк Шагал
Национальное самосознание Мойши Сегала стало одним из основных мотивов творчества. "Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником", - признавал он.

"Святое семейство". 1909 год.

2 из 15
© Марк ШагалВ живопись Шагал пришел относительно поздно - лишь в возрасте 19 лет с благословения матери он стал посещать "Школу живописи и рисунка художника Пэна" в родном Витебске.

"Старушка с клубком". 1906 год.

Старушка с клубком. 1906 год. Марк Шагал
В живопись Шагал пришел относительно поздно - лишь в возрасте 19 лет с благословения матери он стал посещать "Школу живописи и рисунка художника Пэна" в родном Витебске.

"Старушка с клубком". 1906 год.

3 из 15
© Марк Шагал Пораженный самобытным талантом юноши, Юдель Пэн разрешил Мойше обучаться бесплатно - что было весомым послаблением для старшего сына в многодетной семье из провинциального городка.

"Сидящая красная обнаженная". 1908 год.

Сидящая красная обнаженная. 1908 год. Марк Шагал
Пораженный самобытным талантом юноши, Юдель Пэн разрешил Мойше обучаться бесплатно - что было весомым послаблением для старшего сына в многодетной семье из провинциального городка.

"Сидящая красная обнаженная". 1908 год.

4 из 15
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкОднако в школе Пэна юноша проучился лишь два месяца - и, захватив 27 рублей, "единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал на художественное образование", Сегал отправился покорять Петербург.

"Аптека в Витебске". 1914 год.

Картина М.Шагала Аптека в Витебске
Однако в школе Пэна юноша проучился лишь два месяца - и, захватив 27 рублей, "единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал на художественное образование", Сегал отправился покорять Петербург.

"Аптека в Витебске". 1914 год.

5 из 15
© Марк ШагалПо сравнению с деревянными домами и луковками церквей Витебска, этим воплощением идиллии и умиротворения, Петербург, бурлящий революционными предчувствиями, говорящий лозунгами, проникнутый авангардными направлениями в искусстве, открылся молодому художнику как новый мир и дал "прочувствовать дыхание Европы". Здесь Мойша учился у Льва Бакста и сотрудничал с журналами, в том числе с прославленным "Апполоном" - рупором акмеистов. Интересуясь современными течениями в живописи и литературе, он все же не примыкнул ни к одному из популярных "кружков" - эта творческая обособленность станет одной из характерных черт Шагала-художника.

"Революция". 1937 год.

Революция. 1937. Марк Шагал
По сравнению с деревянными домами и луковками церквей Витебска, этим воплощением идиллии и умиротворения, Петербург, бурлящий революционными предчувствиями, говорящий лозунгами, проникнутый авангардными направлениями в искусстве, открылся молодому художнику как новый мир и дал "прочувствовать дыхание Европы". Здесь Мойша учился у Льва Бакста и сотрудничал с журналами, в том числе с прославленным "Апполоном" - рупором акмеистов. Интересуясь современными течениями в живописи и литературе, он все же не примыкнул ни к одному из популярных "кружков" - эта творческая обособленность станет одной из характерных черт Шагала-художника.

"Революция". 1937 год.

6 из 15
© Фото : Марк ШагалК слову, Марком Шагалом витебский Мойша Сегал стал во время первой поездки в Париж - не без помощи известного мецената и государственного деятеля Максима Винавера с 1911 года юноша поселился на Монпарнасе в студии художника Эренбурга. Ночами творил, а дни проводил на выставках, изучая технику Делакруа, Сезанна, Курбе, Гогена и Ван Гога.

"Вид Парижа из окна". 1913 год.

Вид Парижа из окна. 1913. Марк Шагал
К слову, Марком Шагалом витебский Мойша Сегал стал во время первой поездки в Париж - не без помощи известного мецената и государственного деятеля Максима Винавера с 1911 года юноша поселился на Монпарнасе в студии художника Эренбурга. Ночами творил, а дни проводил на выставках, изучая технику Делакруа, Сезанна, Курбе, Гогена и Ван Гога.

"Вид Парижа из окна". 1913 год.

7 из 15
© Марк ШагалВ 1914 году художник вернулся в Россию - временная "побывка" затянулась с началом Первой мировой войны.

"Война". 1915 год.

Война. 1915. Марк Шагал
В 1914 году художник вернулся в Россию - временная "побывка" затянулась с началом Первой мировой войны.

"Война". 1915 год.

8 из 15
© РИА Новости / А. Свердлов | Перейти в медиабанк25 июля 1915 года Шагал женился на своей петербургской музе Белле Розенфельд, первую встречу с которой позже описал в книге "Моя жизнь": "Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, ее глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа".

"Свадьба". 1918 год.

Свадьба
25 июля 1915 года Шагал женился на своей петербургской музе Белле Розенфельд, первую встречу с которой позже описал в книге "Моя жизнь": "Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, ее глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа".

"Свадьба". 1918 год.

9 из 15
© Марк ШагалЭти магические глаза впредь будут смотреть с большинства женских лиц на портретах Шагала, их же унаследует дочка Ида.

"Клубника. Белла и Ида за столом". 1915 год.

Клубника. Белла и Ида за столом. 1915. Марк Шагал
Эти магические глаза впредь будут смотреть с большинства женских лиц на портретах Шагала, их же унаследует дочка Ида.

"Клубника. Белла и Ида за столом". 1915 год.

10 из 15
© РИА Новости / Владимир Вдовин | Перейти в медиабанкСчитается, что себя и Беллу, художник изобразил на одной из самых знаменитых работ - "Над городом", созданной в 1914-1918 годы.

Сейчас картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Картина Над городом
Считается, что себя и Беллу, художник изобразил на одной из самых знаменитых работ - "Над городом", созданной в 1914-1918 годы.

Сейчас картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

11 из 15
© Марк ШагалОсенью 1923 года Марк с семьей переехал в Париж, а в 1937 году получил французское гражданство. Однако во время Второй мировой войны художнику пришлось покинуть любимый город, оккупированный нацистами, - Шагалы обосновались в Нью-Йорке.

"Падающий ангел". 1923 - 1947 год.

Падающий ангел. 1923 - 1947. Марк Шагал
Осенью 1923 года Марк с семьей переехал в Париж, а в 1937 году получил французское гражданство. Однако во время Второй мировой войны художнику пришлось покинуть любимый город, оккупированный нацистами, - Шагалы обосновались в Нью-Йорке.

"Падающий ангел". 1923 - 1947 год.

12 из 15
© Марк ШагалВ августе 1944 года Шагалы с радостью приняли весть об освобождении Парижа - им не терпелось вернуться. Увы, 2 сентября Белла скоропостижно скончалась от сепсиса в местной больнице. Оглушенный горем художник вместе с музой, казалось, утратил вдохновение и лишь через девять месяцев после трагической даты создал две картины - "Свадебные огни" и "Рядом с ней".

"Свадебные огни". 1945 год.

Свадебные огни. 1945. Марк Шагал
В августе 1944 года Шагалы с радостью приняли весть об освобождении Парижа - им не терпелось вернуться. Увы, 2 сентября Белла скоропостижно скончалась от сепсиса в местной больнице. Оглушенный горем художник вместе с музой, казалось, утратил вдохновение и лишь через девять месяцев после трагической даты создал две картины - "Свадебные огни" и "Рядом с ней".

"Свадебные огни". 1945 год.

13 из 15
© Марк ШагалВ 1960-х годах Шагал стал тяготеть к монументальным формам искусства - мозаикам, витражам, шпалерам, а также увлекся скульптурой. Помимо художественного творчества, он на протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише.

"12 витражных окон для Собора всех святых в Тудли, Англия". 1967 - 1985 года.

12 витражных окон для Собора всех святых в Тудли, Англия. 1967 - 1985. Марк Шагал
В 1960-х годах Шагал стал тяготеть к монументальным формам искусства - мозаикам, витражам, шпалерам, а также увлекся скульптурой. Помимо художественного творчества, он на протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише.

"12 витражных окон для Собора всех святых в Тудли, Англия". 1967 - 1985 года.

14 из 15
© Марк ШагалВ 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля. Труды обернулись небывалой благодарностью: в 1977-1978 годах в честь 90-летия художника состоялась выставка его картин в Лувре - вопреки всем правилам на экспозицию были приняты работы еще здравствующего художника. Марк Шагал скончался 28 марта 1985 года на 98-м году жизни - в лифте, поднимаясь после целого дня работы в мастерской в провинции Ниццы Сен-Поль-де-Ванс. Он умер "в полете", как когда-то предсказала ему цыганка, и как изображал он себя летящим на своих картинах.

"Роспись плафона для Парижской оперы". 1963 - 1964 года.

Роспись плафона для Парижской оперы. 1963 - 1964. Марк Шагал
В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля. Труды обернулись небывалой благодарностью: в 1977-1978 годах в честь 90-летия художника состоялась выставка его картин в Лувре - вопреки всем правилам на экспозицию были приняты работы еще здравствующего художника. Марк Шагал скончался 28 марта 1985 года на 98-м году жизни - в лифте, поднимаясь после целого дня работы в мастерской в провинции Ниццы Сен-Поль-де-Ванс. Он умер "в полете", как когда-то предсказала ему цыганка, и как изображал он себя летящим на своих картинах.

"Роспись плафона для Парижской оперы". 1963 - 1964 года.

15 из 15
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала