Sotheby’s в июле проведет в Париже свои первые торги, посвященные исключительно комиксам. Этот рынок считается перспективным и активно развивается во всем мире, а в России к комиксам пока относятся не серьезно. Донасьен де Рошамбо (Donatien de Rochambeau), граф, кулинар и известный коллекционер комиксов, живущий в Москве, рассказал в интервью РИА Новости, за что интеллектуалы любят комиксы, о чем говорил Де Голль с Мальро и на чем смог заработать Николас Кейдж. Беседовала Мария Ганиянц.
В России комиксы воспринимают, мягко говоря, как что-то далекое от искусства…
Комикс во всем мире считается искусством, и как у любого вида искусства, у комиксов есть свой рынок. В Париже, Лондоне, Нью-Йорке есть серьезные галереи, которые специализируются исключительно на комиксах. Да и большинство серьезных аукционных домов проводят торги комиксов.
Есть ли национальные различия у комиксов?
Конечно. Например, японцы производят очень много комиксов – манга, причем делают это те же самые студии, которые делают аниме. Отсюда и высокая производительность: в Японии на то, чтобы нарисовать страницу в среднем уходит полдня, в США – одна неделя, а во Франции - месяц. Большинство японских комиксов издается на дешевой бумаге - прочитал и выбросил. Но есть и серии эксклюзивных альбомов. Кроме того, у японцев четко сегментирована аудитория: есть комиксы для подростков, есть эротические, для мужчин, есть даже комиксы для любителей игры в маджонг.
Американская система другая. Над комиксами о супергероях – Супермене, Человеке-пауке и других - работают две студии DC и Marvel, которые выпускают журналы и периодически выводят на рынок новых героев. Права на героев принадлежат студиям. Как и в Японии, журналы комиксов продаются в киосках, но их качество полиграфии намного выше. В США есть также андеграундные комиксы, или авторские книги. Они не зависят от студий, и все права на героев и сюжет принадлежат художнику и сценаристу. Среди известных имен – Арт Шпигельман, который получил Пулитцеровскую премию за свою книгу "Маус" про Холокост.
У европейцев, точнее франко-бельгийцев, истории чаще всего появляются не в журнальных сериях, а сразу в виде альбомов, которые продаются в книжных магазинах. Именно в Бельгии и Франции существуют аукционные дома, которые специализируются на продаже комиксов. Кстати, не случайно Sotheby’s проведет свои первые торги комиксов именно в Париже 4 июля, где будет выставлено около сотни топ-лотов.
Вообще рынок комиксов начал складываться в начале 80-х годов ХХ века. Рынок хороший, он стабильно растет, чему способствует и серьезный интерес со стороны музеев к этому виду искусства. Например, в Лувре есть уже серьезный отдел комиксов, выставка, посвященная архитектуре и комиксам в Сите Архитектуры, Фонд Картье выставлял несколько раз Мебиуса, который, кстати, был сценографом фильма Люка Бессона "Пятый элемент".
Комиксы довольно популярны и как жанр политической сатиры. Например, недавно вышли комиксы о Николя Саркози.
Есть ли разница с точки зрения коллекционеров комиксов?
Существует два вида коллекционирования. Во-первых, это альбомы, лимитированные издания, первые издания, как у букинистов. В Европе - в каждом альбоме одна полная история, и есть журналы, которые публикуют истории по главе в каждом номере.
И собирают альбомы комиксов таким же образом, что и антикварные книги, и цены соответствующие. Например, первое издание "Тинтина" может стоить 10 тысяч евро. Рекорд был поставлен в США, когда первый номер журнала Action Comics, в котором впервые появился Супермен из коллекции Николаса Кейджа, в декабре 2011 года был продан за 2 миллиона 60 тысяч долларов.
Во-вторых, это оригинальные рисунки, на основе которых потом печатаются комиксы. Это напоминает рынок графики. Например, рисунок Человека-паука может стоить 300 евро, или 30 тысяч евро. Все зависит от того, какой автор, какой альбом, многое зависит от композиции страницы. Ценовой рекорд – обложка для "Тинтин в Америке" за 764 тысячи евро на Artcurial (объем продаж аукционного дома Artcurial за 2011 год составил 6,5 млн евро, что на 15% выше аналогичных показателей за 2010 год).
Какие имена дороже всего котируются на рынке комиксов?
Важно понимать, что комиксы – это совместное произведение сценариста и художника. Для американцев есть два главных имени - это художник Керби (Kirby) и сценарист Стэн Ли (Stan Lee), которые создали множество супер-героев. Многие художники, рисующие комиксы, так же востребованы на рынке современного искусства. Четкого разграничения между комиксами и современным искусством нет. Например, на брюссельской ярмарке искусства BRAFA, многие галеристы продают картины исключительно авторов комиксов. Из топовых имен могу назвать Эрже, Билала, Манара, Хьюго Пратта. Разница между комиксами и современным искусством как таковым, заключается в том, что комикс отчасти связан с успехом на книжных полках. И, как правило, авторы, которые лучше всего покупаются в книжных, дороже всего стоят и на арт-рынке. И, с точки зрения инвестиций, цены на первые имена только растут.
Среди коллекционеров комиксов много известных имен?
Сколько угодно. Например, Энди Уорхол коллекционировал Эрже (автора "Тинтина"), они дружили, Стивен Спилберг, Николас Кейдж.
Почему в России комиксы не пользуются такой популярностью, как вы думаете?
Комиксы были запрещены в советское время, в том числе и потому, что очень сложно контролировать комиксы. Но есть и российские авторы, которые все же рисовали комиксы. Например, Борис Ефимов ("Крокодил"), и даже то, что делал Маяковский, тоже близко к комиксам. Сегодня комиксы находят отклик в творчестве современных российских художников, например, Гоши Острецова или Жоры Литичевского.
Чтобы комиксы в России заняли достойное место, нужно, чтобы появилось новое поколение. Тем более что комиксы сегодня уже не что-то далекое и неизвестное, они – источник для современного кинематографа. В Москве уже есть фестиваль комиксов "Коммиссия", на который с каждым годом приходит все больше посетителей. Здесь можно найти очень талантливых российских авторов, например, Константина Комардина. В России есть уже люди, собирающие комиксы. Например, Алексей Венедиктов, Константин Эрнст.
Не стоит недооценивать комиксы, и их место в мировой культуре. Например, Де Голль говорил с писателем и министром культуры Андре Мальро о "Тинтине", на одной из последних фотографий больная Франсуаза Саган снята в кровати посреди комиксов о "Тинтине". Все западные интеллектуалы знают и понимают комиксы. А в России должно пройти еще поколение, чтобы избавиться от предрассудков.