МОСКВА, 3 мая - РИА Новости, Анна Банасюкевич, Мария Ганиянц. Первый московский фестиваль удивительных театров БУТОН, который пройдет с 6 по 13 мая, соберет все самые необычные постановки для детей и их родителей, сделанные в последние годы независимыми творческими коллективами столицы.
Фестиваль развернется на нескольких столичных площадках, в том числе в парке "Музеон", где состоится уличная часть открытия и закрытие фестиваля, в концертном зале ЦДХ, клубе "Шардам", Государственном специализированном институте искусств (ГСИИ), центре творческого развития "Дерево сказок", театре и клубе "Мастерская" и "Театре Вкуса". В нем примут участие восемь театральных коллективов, среди них такие театры как "Будильник", "Ученый Медведь", "Театр Вкуса", Творческое объединение "9" и Театр неслышащих актеров "Недослов".
Открытие БУТОНа, состоящее из двух частей, пройдет в парке "Музеон" и ЦДХ. Первая - краткий экскурс по спектаклям-участникам фестиваля под открытым небом. По своей структуре это напомнит европейский фриндж с представлениями, проходящими параллельно на разных площадках. Зрители, гуляющие от одной импровизированной сцены к другой, смогут выбрать то, что им больше по вкусу.
Вторая часть открытия - "Фантастическая симфония" артистической компании "Идея Фикс", спектакль циркового эксцентрика Дениса Клопова, уникальное сочетание живой классической музыки и циркового искусства.
"У ковчега в восемь"
Театр "Будильник" на сцене театра и клуба Мастерская, 13 мая
Столичный детский театр "Будильник" представит 13 мая на фестивале один из своих самых лучших спектаклей - "У ковчега в восемь" по произведению известного немецкого драматурга Ульриха Хуба. История о том, как три друга пингвина получив два билета на Ноев ковчег ("каждой твари по паре") пытаются незаметно протащить третьего, чтобы спасти его от неминуемой смерти, была признана лучшей пьесой Германии в 2006 году.
Режиссеру Юрию Алесину удалось сделать веселый и увлекательный спектакль, с живой музыкой (композитор Ашот Ахвердян), песнями и шутками, над которыми смеются дети и взрослые.
"Изначально это был спектакль-манифест, и мне показалось, что на него очень правильно ложится такой прием, как брехтовские зонги (песни), и в результате возникла правильная система общения с залом", - пояснил РИА Новости Алесин.
В спектакле обсуждают вопросы, которые волнуют детей, начиная лет с трех-четырех, о смысле бытия, дружбе, и, конечно, о боге. Однако делается это весело и забавно, без нравоучений и пошлости, а именно так, как и надо говорить с детьми на вечные темы. Главное, по мнению режиссера, - то, что текст преподносится на равных, как разговор двух друзей.
"Лафкадио"
На сцене театра и клуба Мастерская, 7 мая
Спектакль "Лафкадио", трогательная детская книга обладателя "Грэмми" музыканта и поэта Шела Сильверстейна, в постановке режиссера Светланы Ивановой-Сергеевой обрела новое очарование.
Два американских актера, выпускники школы-студии МХАТ - Один Байрон (звезда сериала "Интерны") и Казимир Лиске, с трогательным акцентом, поправляя друг друга и борясь с носком, вообразившим, что он тоже полноправный рассказчик, разыгрывают в лицах историю про льва, который научился стрелять. Огромный лист белой бумаги на глазах превращается в декорации. А супер-стрелок лев, став звездой цирка, отправляется лечить депрессию в джунгли на сафари, и тут перед ним встает вопрос самоидентификации, кто же он - охотник или дикий зверь?
Прочитайте интервью с Казимиром Лиске и Одином Байроном >>
"Фермер и Великанша"
Театр "Трикстер" в центре развития и творчества "Дерево сказок", 9 мая
Спектакль теней, который разыгрывает один актер Руслан Вольфсон в ящике-шарманке, висящем у него на груди, расскажет о заветных временах, когда бок о бок с людьми, жили великаны.
Создатели театра "Трикстер", лауреаты "Золотой маски" режиссеры Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова, придумали ход, которого еще не знала история мирового театра - они совместили уличного шарманщика и классический театр теней.
"Мы сами не знали, получится или нет, но получилось. Нам очень хотелось рассказать смешную историю и при этом, чтобы она была парадоксальна по своему изложению. Получилась веселая история о беспокойных великанах, которые мешали спать всей округе и фермере, которому очень хотелось выспаться ", - рассказал Вячеслав Игнатов РИА Новости.
По словам режиссера, создателям спектакля хотелось напомнить о том, что были такие славные времена, когда рядом жили-были великаны-людоеды и эльфы. "Те времена были не лишены недостатков, но это было так прекрасно".
"Крылья даны всем"
Театр "Недослов" в ГСИИ, 7 мая
Свою визитную карточку, спектакль "Крылья даны всем" покажет театр "Недослов". Почти десять лет назад повесть Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" легла в основу дипломного спектакля специализированного курса в Театральном институте им. Щукина, где учились актеры - инвалиды по слуху.
Повесть Баха о чайке, стремящейся вырваться из стаи, вопреки природе и правилам, стала отправной точкой для пластической фантазии, созданной актерами, режиссером Анной Башенковой, хореографом Екатериной Мигицко и художником Александром Мартьяновым.
Этот спектакль не требует слов или перевода с языка жестов - здесь все понятно и так. Язык жестов здесь становится универсальным средством коммуникации и для детей, и для взрослых. Наверное, еще и потому, что тема непохожести, конфликта с социумом, желания невозможного близка всем.
"Спектакль призывает человека быть самим собой. Любить и ценить то, что дал тебе бог. И при этом уметь сопротивляться социуму, который отталкивает ярких, талантливых, необычных людей", - говорит режиссер, художественный руководитель театра Анна Башенкова.
Здесь никто не стремится к визуальной подробности, спектакль красив и условен: развевающиеся газеты и гибкие руки создают атмосферу полета, образ крыльев. Спектакль будит фантазию и, в конечном итоге, заставляет зрителя размышлять, делать выводы сообразно своему мировоззрению.
Постановка рассчитана на абсолютно разную аудиторию, на детей и взрослых, но в первую очередь, этот спектакль будет близок взрослеющим людям, которые впервые задумывается о вечных вопросах, о своем месте в обществе.
"Времена"
Театр Вкуса, 7, 8 и 9 мая
На афишах спектакля "Времена", последней премьеры "Театра Вкуса", которая будет показана на фестивале 7, 8 и 9 мая, пишут - с 15 лет. Речь в этом нежном и грустном спектакле идет, в том числе, и о старении, о проверке на прочность семейных уз, о смерти и памяти - так что авторы спектакля рассчитывают на публику, уже способную рефлексировать на подобные темы.
Спектакль называется "Времена" - в частности, потому, что одноименное произведение Вивальди стало не просто саундтреком, но и важной содержательной частью, тем, что создает атмосферу этого почти бессловесного, действия. Страницы воспоминаний главного героя проходят перед глазами зрителей под бессмертные звуки, которые придают происходящему исторический масштаб, делают частные, интимные эпизоды частью эпоса целой страны.
В спектакле практически нет слов, остались только самые важные: "сынок", "мама". Перед главным героем проходят страницы его жизни. Мука сыплется, как снег, девушка смотрит в окно на белые улицы. Потом война, блокада, мука сваливается в сугробы. Солдатик возвращается домой, начинается новая, неопытная жизнь. Сомкнувшиеся руки парня и девушки мнут, раскатывают бесформенный ком теста на столе. В этом спектакле, разыгрываемом на столе и вокруг стола, важна натуральность материалов. Деревянное корытце здесь как колыбель, а семейную ссору решают через яростную резку салата - через нетерпеливый стук ножа о кухонную доску и треск терки. Мука, тесто, семечки - все, что привязывает человека к природе, к земле, к семье.
Как в жизни, в этом спектакле соседствуют страх, одиночество и упрямое стремление к общему столу. Метафорой этого кровного единения становится семейное застолье - простые вещи, вроде расставленных по количеству мест тарелок и бокалов с вином, здесь отрываются от бытового контекста, возрастая до символа.
По словам художественного руководителя театра и режиссера спектакля Юрия Макеева, самое страшное - забвение. Спектакль "Времена" это не только дань поколениям предков, это естественное желание сохранить связь времен, почувствовать свою причастность не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему. Молодым ребятам из "Театра Вкуса" удалось сделать это просто, честно, без надрыва, а потому и подключаешься к этому изящному спектаклю сразу и незаметно.
"Маленький принц"
Творческий центр 7bioz в Театре Вкуса, 11 мая
"Маленький принц" - это песочная сказка, придуманная и поставленная студией 7bioz – творческим центром, занимающимся анимацией и визуальным искусством. Команда этого центра создала уже не один спектакль в технике песочной анимации, многие из которых гастролируют по городам и клубам.
Сказка Антуана де Сент-Экзюпери - благодатный материал для театра, не зря так часто в афишах мелькает это название. Грустная, философская, нежная, местами горькая сказка, будит фантазию, заставляет задуматься, увлекает публику любого возраста. Для художников "Маленький принц", может, особенно притягателен - с его необычными образами, с идеей разнообразного путешествия по диковинным местам.
Команда, состоящая из художника Ирины Титовой, музыкантов группы MATTA и чтеца, превратила свое любимое произведение в сказку из песка - красивую, загадочную, многоликую и быстротекучую - песочная анимация позволяет создавать мгновенные, сменяющие друг друга образы.
"Суть песочной анимации в том, что один образ перетекает в другой. Картинки не сменяются, они просто трансформируются. В этом есть своя магия. Вам не просто предлагается набор иллюстраций в виде слайд-шоу, а картинка следует за повествованием", - рассказала художник Ирина Титова.
Спектакль существует уже полтора года, но при своей устоявшейся форме, он всегда включает в себя момент импровизации. "Маленький принц" рассчитан на самую разную аудиторию, песочная анимация завораживает и самых маленьких, и взрослых.