Вера Рыклина, для РИА Новости.
В пятницу вечером в Большом Кремлевском Дворце пройдет ежегодная церемония вручения премии "Шансон года". На это мероприятие всегда собирается отечественный бомонд, и оно всякий раз гарантированно становится громким событием в нашем шоу-бизнесе – просто потому, что шансон – одно из самых востребованных музыкальных направлений.
Секрет его успеха прост: так получилось, что криминальная эстетика, из которой российский шансон и вышел, уже давно и прочно вошла в нашу жизнь и стала доминирующей константой культурной жизни страны.
В этом году на юбилейной, десятой, Премии много относительно новых, но уже очень известных имен: 2012-й по праву можно назвать самым богатым на раскрученных шансонье. Еще никогда их так много не было на ТВ: где-то с осени в сетках федеральных каналов то и дело появляются концерты или ток-шоу с участием певцов этого "низкого жанра".
Первый телеканал в прайм-тайм выпускает бенефис Ваенги, Андрей Малахов целиком посвящает выпуск своего шоу "Пусть говорят" свадьбе Стаса Михайлова. Эти двое не покидают радио-эфиры, не вылезают со страниц журналов светской хроники и раздают интервью направо и налево.
Они прочно вошли в нашу жизнь и перестали олицетворять собой исключительно заунывно-лирическую музыку с текстами, которые не в бровь, но в глаз. Нынче эти два ярчайших представителя – как зеркало русской масс-культуры. В них собралось все то, что наболело в душе у среднестатистического жителя этой большой страны – тоска по несбывшимся надеждам, суровая романтика городских окраин и деревенских проулков и огромное стремление на все наплевать. И еще – жесткая правда жизни, выраженная, в первую очередь, чисто стилистическими методами, а именно – подбором наиболее острых фразочек и наименее выразительных мелодий.
Блатное происхождение
Корни российского шансона, конечно же, в блатных песнях. Жанр незамысловатый и в чем-то даже трогательный: простое повествование с очень точным сюжетом, описание тяжелых жизненных ситуаций и переживаний лирического героя, как правило, тесно связанного с преступной средой.
Блатная музыка появилась еще в царской России, но стала по-настоящему всенародно любимой в Советские годы. Она никогда не была официально признанной и существовала как бы в подполье, что придавало ей особого шарма и привлекательности в глазах даже у людей с тонким вкусом. "Мурку" пели на праздничных застольях, "Таганку" тянули в походах и на дачах.
Блатное, поистине народное искусство советского периода заложило основу для формирования целого культурного пласта, уже в самом начале 1990-х захватившего все информационное пространство – радио, ТВ, кинематограф и даже эстраду.
Уже в 1990 году в Москве впервые прошел фестиваль блатной музыки "Гоп-стоп шоу". В 1991 году проводят аналогичный фестиваль в Санкт-Петербурге – "Русский шансон. Лиговка−91". И понеслось.
Уже много лет отечественный масскульт пропагандирует романтику криминального мира всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Начиная с очень громкого и популярного сериала "Бригада" начала 2000-х и заканчивая свежим детищем "Первого канала" об "Охотниках за бриллиантами" нам объясняют, что бандиты тоже люди – со своими слабостями, надеждами и даже этическим кодексом. Михаил Круг, Михаил Шафутинский, Вика Цыганова и Александр Новиков пели со сцены и из магнитофонов о "Владимирском централе" и "Понтах Амура", доказывая, что и зэки любить умеют.
Даже русский язык впитал в себя так много жаргонизмов, что мы уже и сами не знаем о блатном происхождении многих слов, например, таких, как "беспредел" или "ксива". Да и само выражение "по блату" прочно вошло в наш обиход.
Гламурный шансон
Сегодняшний шансон стал немного мягче и "цивилизованнее" – по крайней мере тот, что имеет выход на большое ТВ и в радиоэфиры: в нем почти не осталось тюремного фольклора, он стал более лиричным и сдержанным. Трофим, Ваенга, Александр Новиков, Любовь Успенская, Виктор Третьяков поют про другое – их, в основном, волнует тяжелая "бабская доля" или настоящие мужские проблемы.
Такой гламурный шансон, или шансон-лайт, – как локомотив всей индустрии, за которым тянутся сотни малоизвестных исполнителей жесткого варианта – с надрывом и матерком.
Любят и тот и другой.
В 2005 году Фонд "Общественное мнение" проводил опрос про музыкальные пристрастия россиян: тогда на стороне шансона оказались симпатии каждого третьего опрошенного. Несколько месяцев назад портал Superjob провел аналогичный опрос, но уже только в интернете – шансон предпочитают 20% активных интернет-пользователей. Для преимущественно молодой и продвинутой аудитории это очень много.
Ежедневная аудитория "Радио Шансон" – главного пропагандиста этого стиля, – по данным Gallup Media, насчитывает почти 10 миллионов слушателей. По всевоможным рейтингам это радио всегда попадает в пятерку самых популярных, а в большинстве городов оно уверенно входит в тройку самых слушаемых станций.
Нечего менять
У Вилли Токарева в 2010 году вышел альбом под названием "Почему блатные песни любят на Руси". Сами шансонье обычно объясняют свою популярность тем, что они поют простую и каждому понятную музыку.
По словам культуролога Марка Горьева, на самом деле секрет прост: это тот случай, когда не только спрос рождает предложение, но и предложение формирует спрос. "Когда вокруг вся жизнь строится по законам криминального мира, сложно ждать, что людям, живущим в этой реальности, будут нравится вальсы Штрауса, – говорит Горьев. – Включаешь телевизор, а там либо "Чистосердечное признание", либо Малахов про то, как подростки бомжей сжигают". Не надо считать, что у любителей шансона плохой вкус, говорит Горьев, у них просто жизнь такая.
Полгода назад в России были приняты "Основы государственной политики в сфере развития правовой граммотности и правосознания граждан". В этом документе особое внимание уделяется представителям творческих профессий и СМИ, которые "пропагандируют непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизируют и пропагандируют криминальное поведение".
С тех пор ничего не изменилось. Да и что можно изменить, на самом деле, не очень-то и понятно. Шансон любят, за него платят деньги. Закрывать радио в условиях свободного рынка было бы странно, а приравнивать тексты песен к экстремистской литературе – как-то глупо.
Но вот не проводить церемонию вручения премия "Шансон года" на главной российской сцене, наверное, можно было бы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции