Рейтинг@Mail.ru
Палех - народная академия - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Палех - народная академия

Читать ria.ru в
Родина палехских иконописи и лаковой миниатюры - небольшое живописное село Палех в Ивановской области - ныне немноголюдна - всего 5,5 тысячи человек. Но при всем при этом каждый десятый житель - дипломированный художник, а сам Палех занимает выгодное географическое положение, будучи связанным автомобильной дорогой и с Москвой, и с Нижним Новгородом. Притом занимает неспроста.

Родина палехских иконописи и лаковой миниатюры - небольшое живописное село Палех в Ивановской области - ныне немноголюдна - всего 5,5 тысячи человек. Но при всем при этом каждый десятый житель - дипломированный художник, а сам Палех занимает выгодное географическое положение, будучи связанным автомобильной дорогой и с Москвой (340 километров), и с Нижним Новгородом (180 километров). Притом занимает неспроста, но чтобы это понять, надо обратиться к истории, благо есть куда копать.

В начале XIII века Палех и окрестные земли входили в состав Стародубского княжества, которое было дано в удел младшему сыну владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. В XIV веке он стал центром Палецкого княжества, феодальной вотчиной князей Палецких. Однако, перейдя на службу к московским князьям, Палецкие утратили свои исконные земли, получив взамен другие вотчины.

В духовном завещании 1572 года Иван Грозный определил село в поместное владение своему сыну Ивану. А уже в 1625 году Палех был пожалован царём Михаилом Романовым стольнику Ивану Матвеевичу Бутурлину и его сыновьям, участвовавшим в ополчении Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, "за Московское осадное сиденье королевичево".

Земледелие на неплодородных почвах не приносило значительных доходов, и жителям Палеха и окрестных деревень приходилось заниматься различными промыслами, например, выделкой овчин. По словам заместителя директора Государственного музея палехского искусства Ольги Колесовой, славился Палех льняным ткачеством, оригинальной вышивкой, а также резьбой по дереву. Широко было распространено среди палешан и офенство, или коробейничество, - разъездная торговля красным товаром, то есть тканями и галантереей. Одним словом, жили - не тужили, более того, такая разносторонность "интересов" местных жителей привела к тому, что к середине XVIII века Палех превратился в богатое процветающее село.

Визитная карточка

Известность Палеху принёс иконописный промысел. По словам Колесовой, в начале XVII века опыты палехских крестьян в написании икон были единичны и осуществлялись под влиянием возникших ранее соседних иконописных центров в Холуе и Шуе. Бутурлины, занятые на государственной службе и управлявшие своей новой вотчиной из Москвы через бурмистров, не препятствовали развитию иконописи в Палехе, охотно выдавали местным крестьянам разрешение на выезд в Москву, Санкт-Петербург, ближние и дальние губернии, но ограничивали сроки отлучек зимним периодом. Изучая на практике все известные школы древнерусской живописи, палехские мастера создавали свою собственную манеру.

Писали в Палехе и небольшие образы, но не заказ, а на промен. Это был товар невысокого качества, который предназначался для продажи на ярмарках. Целыми возами отправляли иконы на север и за Урал, а также в южные земли. Палехские иконы вывозили за границу, к сербам и болгарам, в турецкие и австрийские владения.

В начале XIX века вблизи Палеха был проложен знаменитый Аракчеевский тракт - кратчайшая дорога из Санкт-Петербурга через Нижний Новгород на Казань. Но близость оживлённых дорог поначалу никак не сказалась на Палехе - он продолжал жить замкнуто, сохранял патриархальный крестьянский быт, древние традиции устного народного творчества и фольклора. Вместе с тем многие палешане, те, что на зиму отправлялись на заработки или учебу в Москву и Петербург, со временем окончательно обосновались в обеих столицах и перевезли туда свои семьи. Такая утечка мозгов и рук привела к тому, что на рубеже XIX-XX веков в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах действовало более 10 принадлежавших палешанам иконописных мастерских с разным количеством наёмных работников.

"Возникшая в глубокой провинции, в крестьянской среде иконопись Палеха стала неординарным явлением русской художественной культуры. Отчасти объяснение этому феномену дал знаток древнерусского искусства Георгий Филимонов, который вместо жалких крестьян-ремесленников неожиданно встретился с народом развитым, знающим свою историю и имеющим предков, занимавшихся не только иконной техникой, но и науками", - подчеркнула Колесова.

Секреты мастерства

Артельная работа, по мнению эксперта, способствовала выработке единого стиля письма, но при этом предполагала специализацию мастеров: одни писали на иконах лики святых, другие - пейзаж, архитектуру, одежды, что значительно ускоряло процесс работы. Впрочем, в таких кооперативах рождались настоящие мастера на все руки (лики, образы…).

Основными сюжетами, как свидетельствуют документы того времени, были жития святых, двунадесятые праздники, минеи. Эти иконы хоть и стоили недёшево и предназначались для богатых заказчиков, но пользовались большим спросом. Именно они и прославили Палех, став его визитной карточкой.

Технологический процесс в современном представлении выглядел следующим образом: снятие копии с древнего образа - создание оттиска - перенос образа на "болванку". Не впечатляет, не правда ли? А если другим языком?! Слово Ольге Колесовой, которая много лет занимается изучением иконописи в Палехе: "Иконописцы, в том числе и палешане, тогда работали по графическим образцам - прорисям. Для снятия копий с древних образов они использовали сажу, разведённую на воде с сахаром. Этим составом прописывали поверх защитного слоя всю композицию до мельчайших подробностей. Пропись пробелов выполнялась киноварью на сахаре. Когда краска чуть подсыхала и становилась липкой, накладывали лист бумаги, плотно прижимая его к поверхности иконы. Получался точный оттиск всей композиции, который палехские иконописцы чаще называли "отлипом". Отлип передавал композицию в обратном, зеркальном отражении. В дальнейшем он использовался для перевода композиции на залевкашенную доску методом припороха. Для этого необходимо было сделать проколы иглой по всем линиям рисунка. Накладывали сколок на левкас (вязкая, довольно густая масса замешанного на клее гипса или мела, которая наносится на икону тонким слоем до трёх раз с тщательной просушкой каждого слоя) будущей иконы и простукивали по нему мешочком из редкой ткани, в котором находился мелко истолчённый уголь. Затем лист осторожно снимали, и на левкасе оставался чёткий след угольного порошка, который и закрепляли иглой или кистью".

Листы эти хранили как рабочий материал, передавая из поколения в поколение. Благодаря прорисям укреплялась иконографическая традиция, а иконописцы сохраняли верность канону.

Подготовленная доска поступала иконописцу, а так как в процессе создания иконы, как правило, участвовало несколько мастеров, первым брался за работу знаменщик, наносивший рисунок кистью или карандашом. Потом шла очередь позолотчика, в первую очередь наносившего за пределами рисунка полимент - тёмно-красную краску, растёртую на разложившемся яичном белке, разведённом на квасе (современные иконописцы эту технологию не применяют, у них более широкий выбор основы для золочения). Затем в ход шло листовое золото, которое на последнем этапе полировали агатом, сердоликом или зубами животных. Следом к работе приступал мастер доличного письма, писавший пейзаж, архитектуру и одежды святых, а продолжал процесс личник, ответственность которого распространялась на лики, руки и ноги святых.

"Далее мастера икону "подписывали" - полууставом или уставом делались все необходимые надписи. Палехские иконописцы хоть и владели смешанной техникой живописи, но предпочтение отдавали яичной темпере: яичный желток смешивали с уксусом или квасом, а полученную эмульсию добавляли в деревянную ложку с красочным пигментом. Краску растирали указательным пальцем правой руки. "Творили" краску сами иконописцы, которые могли совмещать живопись на яйце с живописью на масле", - отметила замдиректора музея.

Последний этап - покрытие иконы защитным слоем. Раньше это была олифа - льняное вареное масло с добавлением различных смол, но современные иконописцы, как правило, используют другие технологии.

Чтобы стать мастером-иконописцем, дети обучались ремеслу на протяжении шести лет, притом ученикам жалованье не полагалось. Мальчиков 10-11 лет сажали рядом с опытными мастерами, и под их руководством они учились выполнять рисунок кистью, начиная с отдельных частей фигуры человека. Только после этого они переходили к изучению иконописной техники в цвете - эти упражнения продолжались год или два, в зависимости от способностей ученика. Исходя из них же определялась и специализация - доличник или личник. Своего рода выпускным экзаменом для молодого мастера была самостоятельную работу, в которой он демонстрировал все приобретённые навыки. Хозяин мастерской, как правило, дарил её своему ученику.

Лаковая миниатюра

Октябрьская революция 1917 года смешала краски традиционных иконописных промыслов. Оставшиеся без работы палешане пытались заработать на стороне или целыми семьями уезжали в Сибирь, на Урал, Дальний Восток, оставляя художественное ремесло. Но немало было и тех, кто не представлял себя вне этой профессии.

Первая попытка сразу после революции организовать в Палехе художественную артель была неудачной в силу, как свидетельствуют материалы музея, психологической неподготовленности бывших иконописцев. Спустя несколько лет, в декабре 1924-го, была предпринята еще одна попытка - возникла "Артель древней живописи".

"В результате долгих творческих поисков бывшие иконописцы представили виртуозные композиции на шкатулках из папье-маше. Главное достоинство палехской лаковой миниатюры - прочная связь с традициями древнерусской живописи. Художники лаковой миниатюры не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением творёного золота", - рассказала Колесова.

Самыми популярными композициями первых лет существования палехской миниатюры, стали тройки, охота, битвы, пастушки и гуляния. Вслед за фольклорной тематикой палешане обратились к творчеству "нашего всего". "Палешане говорили: "У Пушкина что ни строчка, то картина!". С одной стороны, палехских художников привлекали простота, убедительность пушкинских образов. С другой - пушкинский стих не противоречил условному иконописному языку палехской миниатюры", - пояснила эксперт.

Произведения палехских мастеров получили признание во многих странах и были представлены на крупнейших международных выставках в Венеции, Париже, Милане и т.д.

Как и 100 лет назад, сегодня в Палехе несколько иконописных мастерских, но ныне их основной клиент - туристы, коих за год только в село прибывает более 40 тысяч, а уж в Ивановскую область в разы больше. Немаловажное значение в сохранении жизнеспособности промысла принадлежит и Государственному музею палехского искусства - именно он хранит лучшие творения "выпускников" народной академии, как часто называют Палех.

Галина Жукова

 


Редакция "РИА.Туризм" благодарит Государственный музей палехского искусства и лично заместителя его директора Ольгу Колесову за неоценимую помощь в подготовке материала

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала