Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты "Дом актера", специально для РИА Новости.
27 марта Театр под руководством Олега Табакова отметил свой 25-летний юбилей. Этот коллектив уже давно прозвали в народе "Табакеркой". Что тут скажешь: велик и могуч русский язык. В одном слове народ соединил и то, что у театра маленький зал, и то, что руководитель этого подвала - Табаков.
Однако юбилейный вечер шел на сцене МХТ им. А.П. Чехова, потому что всех гостей принять в той самой "Табакерке" на Чаплыгина не представлялось возможным.
Здесь любят и умеют отмечать праздники и потому, что Олег Павлович действует в таком случае с размахом. Скажите на милость, к кому на вечер придут и выступят Денис Мацуев и Юрий Башмет? Александр Градский приехал в театр прямиком из Шереметьево и пошутил, что прибыл с вокзала на вокзал, поскольку устроители юбилея превратили сцену МХТ в железнодорожную станцию, на которой как бы сходили все действующие лица отмечаемого торжества.
Но праздники получаются у тех, кому есть что праздновать, а радоваться успехам и достижениям надо тоже, поскольку в повседневной жизни театр живет между репетициями и спектаклями, не так уж часто собираясь вместе. Конечно же, есть и более весомая причина: хочешь - не хочешь, а в юбилей принято подводить итоги. И тут Театру п/р О. Табакова есть что представить театральному сообществу.
В восьмидесятые, когда собственно и зародилась Табакерка, театры своими руками переустраивали неприспособленные для сцен подвалы. Первый актерский призыв Театра-студии практически участвовал в строительстве, а также проходили тренинг и муштру Константина Райкина, Андрея Дрознина, приглашенных в Студию.
В "Дневниках Студии", изданных к 25-летию в нескольких почти школьных тетрадях, есть и предыстория, и история. В частности, сообщается: "А в декабре 1986 года вышел приказ о создании в Москве трех новых театров: Театра-студии под руководством Светланы Враговой (ныне - Театр "Модернъ" - О.Г.), Театра-студии под руководством Анатолия Васильева (ныне "Школа драматического искусства", правда, ныне работающего без своего отца-основателя - О.Г.) и Театра-студии под руководством Олега Табакова". Таков был исторический контекст. Кстати, три возникшие тогда театра, - а к концу восьмидесятых, благодаря перестройке, на поверхность вышло много самых разнообразных театров, любительских, полулюбительских-полупрофессиональных, - выбрали принципиально разные пути развития.
Олег Табаков всегда с подозрением относился к умствованиям в театре. Будучи крупным актером, он полагал и, по-моему, полагает до сих пор, что овладение актерской профессией складывается не из постижений теории, а из каких-то других штудий: способности наблюдать, владеть энергией, обладать пластической динамикой, уметь перевоплощаться, и, в известной степени, не думать о том, как творить, а на каком-то этапе творить не думая. Нет более полярных фигур в нашем театре, чем Анатолий Васильев и Олег Табаков. Васильев создал студию, чтобы в результате уйти только в лабораторию. Табаков создал студию, чтобы стать театром. Помню, как пять лет назад, когда Табакерка отмечала свое двадцатилетие, уже слово "студия" как-то само собой отпало.
Период тренинга и муштры, период лабораторных изысканий, который был так популярен в конце 1970-х - начале 1980-х, закончился. Стали большими и взрослыми. Родился на карте Москвы еще один репертуарный театр.
Поскольку Табаков был ректором Школы-Студии МХАТ, был и остается педагогом, он установил особую связь своего театра со школой. Сливки он забирал себе. Его ученики первого призыва, ставшие актерами, Андрей Смоляков, Михаил Хомяков, покойная Елена Майорова, позднее Евдокия Германова. Марина Зудина. Затем в труппу вошли Владимир Машков и Евгений Миронов, которые выросли на его глазах, стали большими актерами и пустились в самостоятельное плаванье. Со следующего своего курса он взял в свой театр Сергея Безрукова, Виталия Егорова, Сергея Угрюмова, Дмитрия Бродецкого, а с курса после - Дениса Никифорова. Выпускницы 2002 года Ольга Красько и Яна Сексте обещают стать незаурядными актерскими индивидуальностями. Такой труппе мог бы позавидовать любой столичный театр. Кстати, связь театра со Школой-Студией МХАТ в данном случае оказывается куда более плотной, нежели самого МХТ.
Помимо того, что Табакерка открывала и продолжает открывать актеров, молодая режиссура задолго до разговоров о поддержке молодых оказалось востребованной здесь, на Чаплыгина: и Миндаугас Карбаускис, и Кирилл Серебренников, и сейчас Константин Богомолов получали предложения. В свое время первые режиссерские опыты осуществил в родных стенах и Владимир Машков.
Олег Павлович создал среду, вода в этом котле всегда бурлила. Конечно, не все было благостно. Ученики уходили и уходят, вылетают из родного гнезда. Порой Табаков жестко расстается со своими воспитанниками.
Однако в юбилей вспоминается только хорошее. На сцене МХТ в тот вечер элегантный и изящный Евгений Миронов признавался в любви к Олегу Павловичу и обещал, что это чувство в нем будет жить всегда. Сергей Безруков, изображая матроса с уголовными ухватками, слегка пародируя Палыча, сверкая железным зубом, разорвал на себе тельняшку, чтобы показать татуировку во всю грудь - опять же признание в любви своему патрону.
Мхатовец Игорь Золотовицкий вместе с Александром Жигалкиным - новое руководство Дома Актера - изобразили двух голубей, которые летают над театрами Москвы и делают свое дело, объясняя, почему они это делают.
Валентин Гафт вышел с поздравлениями от "Современника", прочитав свои стихи - сначала ядовитые и смешные, а потом - лирические, о природе лицедейства. Марк Захаров представил "Ленком" в одиночестве, пошутив, что все актеры на съемках. Мхатовская труппа поздравила театр иронично и элегантно, заметив, что не знает, когда они - МХТ, а когда Табакерка.
Новое детище Табакова - ученики театрального колледжа, рассыпались по сцене как новобранцы в камуфляже на боевых учениях, обозвав себя "табачатами". Несмотря на военный стиль, со сцены в зал пошел какой-то теплый, щенячий восторг, трепет и волнение перед публикой, радость, что они выступают на мхатовской сцене, вера в театр и в свое предназначение.
Словно осуществляя завет Гафта, - рожать детей и Табакерку - в финале заблудилась на юбилейном вокзале девочка, которая оказалась дочкой Олега Павловича. Семья Табакова и Табакерка слились в одну большую родню, празднующую свое 25-летие.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.