Корреспондент РИА Новости в Нью-Йорке Лариса Саенко для проекта Weekend
В среду исполнятся 200 лет со дня рождения основателя известного ювелирного дома Tiffany&Co американца Чарльза Льюиса Тиффани.
Брэнд Tiffany заставляет учащенно колотиться сердца девушек по меньшей мере четырех поколений — Холли Голайтли из лирической комедии "Завтрак у Тиффани" была не первой и не последней поклонницей этого ювелирного дома.
По-своему Чарльз Тиффани был таким же провидцем в мире бизнеса 19-го века, как сооснователь Apple Стив Джобс: он старался предугадать запросы своих потенциальных клиентов, еще даже не знающих, что именно они хотят.
История нынешнего торгового дома с годовым оборотом около трех миллиардов долларов и штатом около девяти тысяч человек начиналась с долгов. 25-летний Чарльз одолжил тысячу долларов у своего отца и друга Тэдди Янга, на пару с которым решили перебраться в Нью-Йорк из Коннектикута и открыть магазин красивых вещей.
Жертва аферы
Первый бизнес-день нового предприятия принес совладельцам, вставшим за прилавок, обескураживающе мизерные 4 доллара 98 центов выручки, что, однако, не остановило их. Магазин подарков с красивыми изделиями из стекла, канделябрами, вазами и всякой всячиной с годами трансформировался в дизайнерскую мастерскую с ювелирным уклоном.
Новичок в мире ювелирного бизнеса, Чарльз Тиффани тем не менее первым в США создал таблицу розничной продажи ювелирных украшений, чтобы сделать рынок более прозрачным и понятным для покупателей. Он также предложил Новому Свету британский стандарт "стерлингового серебра" — сплава самой высочайшей пробы, который стал использовать в своих работах.
Поставленный и раскрученный бизнес с филиалами в Париже и Лондоне оказался на грани краха в 1872 году после известной бриллиантовой аферы.
Два американских старателя объявили в Сан-Франциско об открытии крупного алмазного месторождения, в подтверждение поместив на сохранность в Банк Калифорнии мешок необработанных алмазов. Они продемонстрировали инженерам в штате Вайоминг огромное поле, где то и дело находили драгоценные камни.
В США немедленно вспыхнула новая лихорадка, на этот раз алмазная. Тысячи людей бросились на поиски природных кладов. Находкой простых старателей заинтересовались многие солидные покупатели, и в итоге месторождения было продано пулу инвесторов, включавшему Тиффани и Ротшильда. Вскоре после сделки выяснилось, что мошенники обвели всех вокруг пальца. Они скупили крупную партию необработанных и не пригодных для ювелирных изделий южноафриканских алмазов в Европе и уложили их в землю так, чтобы создать иллюзию настоящей жилы.
К слову, сколотив на бриллиантовой афере капитал, "старатели" переквалифицировались в банкиры.
Яблоко от яблони
Трудолюбие, безупречная репутация, новаторство и неповторимый дизайн помогли ювелиру, потерявшему полсостояния, вернуться в круг самых почитаемых законодателей моды своего времени. В немалой степени процветанию семейного бизнеса способствовал талант его сына, известнейшего дизайнера Луиса Комфорта Тиффани. Тиффани-сын вписал славную страницу не только в историю дома, но также в мировое искусство.
Ювелирные украшения, витражи, стеклянные лампы его работы стали достоянием многих музеев мира, а самая большая его коллекция хранится в музее Метрополитен. Одним из учредителей этого прославленного музея был основатель бренда — Чарльз Тиффани.
Изобретенные Луисом Тиффани мозаики из небольших кусочков стекла и медной фольги и новые виды стекла произвели революцию в художественном стеклоделии. Техника создания витражей и ламповых абажуров из цветного стекла покорила мир. Постоянными клиентами дома Тиффани были многие знаменитые американцы, включая президента США Честера Алана Артура, одного из богатейших предпринимателей XIX столетия Корнелиуса Вандербильда и писателя Марка Твена.
Новаторство было семейной чертой династии — внучка основателя торгового дома и дочь дизайнера, названная в его честь — Луис — в начале двадцатого века возглавляла движение американских суфражисток, в итоге добившихся права голосовать.
Шампанское — публике!
В торговом доме Тиффани на Пятой авеню РИА Новости сказали, что не планируют никаких торжеств по поводу юбилея своего основателя. По сложившейся традиции здесь отмечают дни рождения не самого Тиффани, а его детища — Tiffany&Co.
В просторном зале с громадными потолками показывали новые коллекции бренда, ставшего символом вкуса и стиля. А парочку скромно одетых старушек усадили у одного из прилавков и угощали шампанским — оказалось, они пришли за подарком по случаю памятной даты в их жизни. Бокалы здесь принято наполнять в честь покупателей, а не владельцев.
Чарльз Тиффани стал первым американцем, покорившим Европу своим стилем, определенным как "простая элегантность". Он прожил 90-лет и почил одним из самых состоятельных и именитых граждан США.