Обозреватели РИА Новости рассказывают о самом ярком личном впечатлении от уходящего 2011 года.
Марина Селина, РИА Новости.
Моим самым ярким впечатлением в 2011 году стал осенний Крым. Дождливый, холодный и уставший за лето от туристов. Но именно тот Крым, увидев который, понимаешь, почему туда хочется вернуться, иногда вопреки всему.
Только по зову сердца
В Крым не стоит ездить за релаксом. Пляжи там совсем не такие благоустроенные, как в Турции или Египте, а индустрия спа-услуг находится в зачаточном состоянии. За новыми впечатлениями от созерцания природных ландшафтов и исторических достопримечательностей ехать именно в Крым тоже не стоит. Особенно если бюджет на путешествие ограничен.
Есть много стран с потрясающей природой и богатым историческим наследием, где можно обогатиться впечатлениями за те же самые или даже за гораздо меньшие деньги и в более комфортных условиях.
В Крым стоит ехать, если почему-то очень захотелось там оказаться, по зову сердца, по какому-то своему личному, пусть даже не вполне объяснимому убеждению в том, что не поехать нельзя. И ехать желательно с бескорыстным запасом любви, которого будет достаточно, чтобы постичь суть того, зачем приехал.
Мне хотелось в Крым с детства. Когда еще не знала, что Крым – это Крым. На фотографии из семейного альбома – родственник на фоне таинственного замка на морском обрыве, а на обороте слова: «Ласточкино гнездо». Фотография была сделана явно в дождливую погоду, осенью, но замок от этого выглядел только более таинственным.
Еще с детства хотелось в Ялту. Наверное, потому что у прабабушки снимала комнату дама из Ялты, а у нее была масса каких-то открыток с видами набережной Ялты, морем, пароходами и она постоянно что-то рассказывала про свой город, отчего Ялта, несмотря на дистанцию в тысячи километров, стала какой-то близкой и почти родной.
И вот, во взрослом возрасте, уже насмотревшись на разные замки и набережные, я все-таки отправилась к своему «таинственному» Ласточкиному гнезду, в любимую с детства Ялту.
Море, горы, облака
Описывать экскурсию в Ласточкино гнездо вряд ли стоит. Детская мечта была реализована и даже без разочарований – дух захватывает, если оказаться на террасе перед фасадом здания, смотрящего вниз в море.
Крым, действительно, оказался родным. Но вместе с тем намного более незнакомым, чем можно себе представить. Оказавшись в Крыму, не вполне понимаешь, где находишься.
Почти в России? Не совсем: валюту, например, менять приходится, с инструкциями и вывесками на украинском языке, как-никак, тоже надо разбираться. За границей? Нет, это не ощущается, как и в любой бывшей советской республике, а уж в Крыму с его русской историей – и подавно. В советском прошлом? Тоже не вполне верно, 20 лет все-таки минуло, и кое-что изменилось. Где же тогда? На этот вопрос сложно ответить, и именно поэтому Крым интересен.
Здесь, как ни в каком другом месте, перед тобой открывается наглядная ретроспектива – императорская Россия – советские времена – распад СССР – и пока еще относительно маленькая современная история.
Советские здравницы, царские и графские резиденции, новомодные отели… Всю панораму южного берега можно увидеть, если подняться на высоту более 1200 метров, на вершину горы Ай-Петри, над которой почти вплотную к тебе фантастически нависают облака.
Но об архитектурных контрастах Крыма наверху забываешь. Здесь на первом месте природа. По дороге, на скоростной канатке, экскурсовод расскажет, что, оказывается, здесь, на склонах горы, снимали кадры знаменитых детских кинофильмов «Буратино» и «Красная шапочка».
А если проехаться от Ай-Петри по безумному серпантину в сторону Ялты, то можно услышать еще массу рассказов о том, какие знаменитые фильмы снимали в окружении крымских гор и лесов. Правда, стоит помнить, что местные гиды, на роль которых нередко предлагают себя таксисты, могут чуть-чуть приврать или что-нибудь перепутать.
И приехав домой, вполне можно обнаружить, что такой-то фильм, оказывается, снимали совсем в другом месте. Но это не важно. Когда видишь крымские пейзажи, веришь, что здесь можно снимать какие угодно фильмы, если нужны горы, скалы, море и пышная растительность.
Точка пересечения времен
Чтобы получить даже поверхностное представление о том, что такое Крым, недостаточно побывать там один раз – где-то в одном месте. Объехать все сразу – тоже вряд ли хороший вариант. Останется ощущение калейдоскопа. Крым – слишком разный, одна его часть совсем не похожа на другую.
Так, южный берег – это, в первую очередь, уникальная природа. Сюда приезжают за явным и внешним. Окрестности Ялты красивы, но поверхностны. Возможно, именно из-за чрезмерной своей красоты. Почувствовать настоящий характер Крыма, его суть, здесь сложно.
Лучше осенью, когда Крым уже свободен от туристического наплыва, оказаться где-нибудь на восточном берегу – не настолько щедром на растительность. Мне довелось побывать в районе Феодосии в октябре. Дождь и сильно прохладно – не совсем по сезону для Крыма. Но сейчас понимаю, что с погодой как раз повезло. Она не позволяла отвлечься на стандартное – пляж, солнце и море.
Восточный берег – это та точка Крыма, в которой можно ощутить пересечение времен, их перекрестное существование. Факт известный, но почувствовать эту крымскую особенность можно только тогда, когда сам здесь оказываешься.
В путеводителях восток Крыма называют экзотическим. Но слово «экзотика» как-то с Крымом не очень вяжется. Может быть, потому что он – почти родной, а родное экзотическим быть не может.
А может быть, потому что термин «экзотика» – это такая приманка для туриста. А Крым, и особенно восточное побережье ни на какую туристическую приманку не похожи.
Многое из того, что называется экзотикой, здесь настолько гармонично, что воспринимается, как нечто само собой разумеющееся. Это понимаешь, когда гуляешь без экскурсовода на закате в окрестностях древней Генуэзской крепости. Это понимаешь, когда оказываешься в Феодосии, про которую сестра Марины Цветаевой Анастасия когда-то писала «кусочек Константионополя».
Несмотря на то, что со времени пребывания Цветаевых в Феодосии минуло почти сто лет, этот город умудрился сохранить свой восточный колорит. И не только потому, что можно заглянуть в армянскую церковь св. Саркиса, где крестили Айвазовского, побывать у развалин средневековой крепости Кафа или полюбоваться на дачу турецкого табачного магната Стамболи. А потому, что Крым уже давно и навсегда пропитан атмосферой таинственно чужой и одновременно родной земли.
Вообще, в Крыму есть нечто мистическое, что заставляет думать об очередной поездке туда, несмотря ни на что. Я не собиралась в ближайшее лето ехать в Крым, хоть и не побывала еще в районе Севастополя, не видела Херсонес, Балаклаву, не спускалась в знаменитые крымские пещеры. Хотела сделать небольшой перерыв.
Но вот зима – и Крым снова напоминает о себе. Может быть, это притяжение гор, которые когда-то были коралловыми рифами океана, а может быть, мастерская поэта Волошина в Коктебеле с копией в натуральную величину скульптуры египетской царицы Таиах.
Ну, мастерская и мастерская, мало ли таких мест, где когда-то жили и творили поэты, художники, писатели... Сходил и, вроде как, второй раз идти ни к чему. А здесь такое ощущение, как будто бы время остановилось, и почему-то хочется вернуться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции