Ольга Соболевская, Марина Селина, РИА Новости.
Судьба двух полотен Василия Поленова – "Кто из вас без греха" (1908) и "Повинен смерти" (1906), выставленных с 25 октября по 7 ноября в Государственной Третьяковской галерее в преддверии торгов аукционного дома Bonhams в Лондоне, беспокоит и общество, и экспертов, и Министерство культуры – как судьба любых национальных шедевров, которые, скорее всего, так и осядут за границей.
Механизмы выкупа произведений искусства из-за рубежа недостаточно проработаны, подчеркивают специалисты.
Проблема выкупа
"У галереи средств на приобретение этих картин нет, – заявила РИА Новости заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Лидия Иовлева. – Наши спонсоры, например, банк ВТБ, только недавно потратили значительную сумму на покупку произведений Ге, остается только Резервный фонд президента РФ, но его все рвут на части".
Вице-президент ВТБ: мы любим крупные проекты в культуре. Читать интервью>>
Иовлева добавила, что меценаты, как правило, покупают произведения искусства на сумму до миллиона долларов. Оценочная стоимость полотна "Кто из вас без греха" составляет 1,2 – 1,8 млн фунтов, а полотна "Повинен в смерти" – 600 – 800 тыс фунтов.
Поленов называл картины, входящие в евангельскую серию, главным трудом своей жизни. Серия состоит из 60 произведений, из которых в Третьяковке хранятся только три картины и несколько этюдов.
Полотна "Кто из вас без греха" и "Повинен смерти" приобрел на выставке 1924 года в Нью-Йорке предприниматель Чарльз Р. Крэйн. Впоследствии он подарил работы Североамериканскому университету, в коллекции которого полотна и хранились до недавних пор.
Проблема выкупа российских произведений, оказавшихся за рубежом, "упирается в национальную бедность и скупость, а также в отсутствие интереса общества к сохранению культурного наследия", – заявил в интервью РИА Новости председатель Комиссии Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры, директор Центрального дома художника (ЦДХ) Василий Бычков.
Культура по-прежнему во многом финансируется по остаточному принципу, замечает эксперт. "По сути, вопросы элементарные: наличие денег у Министерства культуры и выстраивание приоритетов, как распределяются деньги", – подчеркнул директор ЦДХ.
Денег нет, но надо искать
По мнению Василия Бычкова, у министра культуры должен быть резервный фонд для возможного выкупа шедевров.
"Поскольку у нас страна принятия крупных единоличных решений, у главы Министерства культуры должен быть фонд, которым можно было бы оперативно, без каких-либо сложных процедур, распоряжаться в случаях, когда речь идет о выкупе ценностей культуры", – поясняет Василий Бычков. Такие решения никто не осудит, считает он.
"В министерстве культуры нет специального сейфа с миллионами, откуда можно взять деньги на выкуп шедевров, – реагирует на это начальник отдела музейного фонда Министерства культуры Владимир Фомин. – Есть фонды, но они расходуются на определенные цели, которые возникают в тех или иных ситуациях. Например, срочные задания от президента, правительства, события, связанные с пожарами, обрушение зданий, спасение культурных ценностей. Специальный фонд на подобные [как с картинами Поленова] случаи не предусмотрен".
По словам Владимира Фомина, у министерства много заявок от крупнейших музеев с просьбой профинансировать закупку тех или иных культурных ценностей не только на аукционах за рубежом, но и внутри страны – у коллекционеров, частных лиц. Все заявки бюджет удовлетворить не может, подчеркивает чиновник, но министерство старается привлекать к этой работе крупные банки, меценатов, спонсоров.
"Официального обращения от Третьяковки по поводу выкупа полотен Поленова у нас не было, – сообщил Фомин РИА Новости. – Но в рабочем порядке вопрос обсуждается. Все, что сейчас возможно сделать в этой ситуации, мы постараемся сделать. Были прецеденты, когда мы договаривались с аукционными домами через посредничество определенных структур, что купим предмет торга до аукциона, чтобы цена не взлетела в спекулятивных пропорциях. Но в ситуации с полотнами Поленова об этом говорить уже поздно. Единственная возможность сейчас – привлечь спонсоров, меценатов, крупные финансовые структуры. И мы будем работать в этом направлении".
Фонды целевого капитала
Проблема выкупа национальных шедевров стоит перед многими странами. Долговой кризис в Европе ясно дал о себе знать в сфере культуры, говорит Галина Андреева. Впрочем, и до кризиса произведения искусства нередко покупались в Европе общими усилиями, в складчину.
Эта практика строится так: определенную долю вносит государство или специальные фонды, созданные для поддержки национальных коллекций, а другую долю может внести общество, поскольку государственных денег обычно не хватает. "В Лондоне, например, не так давно проходила акция под лозунгом "Помоги поддержать и сохранить для нации шедевр Рафаэля"", – рассказывает эксперт.
У крупных музеев типа Эрмитажа или Третьяковки есть определенные средства на приобретение картин, но "шедевры зачастую перекрывают эти суммы". Здесь нередко возникает вопрос распределения средств: что лучше – купить несколько работ или один шедевр, поясняет Андреева.
За рубежом музеям помогают пополнять коллекции эндаумент-фонды (от английского endowment – пожертвование), или фонды целевого капитала. Эти благотворительные организации, предназначенные для финансирования культуры, образования, медицины, направляют на свои цели прежде всего не пожертвования доноров, а инвестиционный доход (проценты) от сформированного донорами капитала. При этом доноры нередко определяют, на что именно может быть потрачен полученный доход.
Практика эндаумент-фондов широко распространена, например, в Великобритании. "Английские музеи хорошо понимают, какие у них спонсоры и на что они могут потратить деньги – на живопись, скульптуру и т.д.", – подчеркивает член президиума Международного совета музеев.
По ее словам, планы создать эндаумент-фонды есть у Эрмитажа и у Третьяковки. "Правда, изначальные капиталы таких фондов должны быть большие, особенно если предполагается покупать произведения русского авангарда, стоимость которых так велика, что ее трудно оценить".
Если бы у благотворителей были налоговые льготы, российские шедевры, оказавшиеся за рубежом, выкупались бы чаще. "Законодательство в аспекте налоговых льгот для меценатов у нас не проработано", – считает Галина Андреева.
Так или иначе, "проявлять безразличие к судьбе произведений из национального достояния – значит проявлять безразличие к национальной истории и культуре", – резюмирует она.
Пропаганда русского искусства за рубежом
В Третьяковской галерее, собрании, которое можно назвать "наше все", работают достаточно серьезные эксперты, которые отслеживают все значимые для национального достояния картины, подчеркивает эксперт Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД) Анатолий Боровков.
"Если бы экспертов Третьяковки действительно заинтересовали картины Поленова "Кто из вас без греха" и "Повинен смерти", они подали бы заявку, не упустили бы возможность приобрести их", – говорит эксперт.
По мнению Боровкова, работ Поленова "у нас достаточно много, возможно, это не трагедия, что два этих полотна будут вращаться в мировом музейном пространстве". В той или иной мере это пропаганда русской культуры за рубежом, поясняет эксперт МКААД.
"Возвращать шедевры на родину, разумеется, хорошо, но русское искусство в целом представлено за границей, в крупных мировых собраниях, недостаточно", – замечает Галина Андреева.
Если картины Поленова окажутся в одном из зарубежных музеев, это не так уж плохо, поскольку в этом случае они останутся "в общественном доступе". Так или иначе, это продвижение русского искусства за границей, поддержание престижа русской живописи, заключает эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции