Плёс - один из древнейших городов на Волге. Уже более восьми веков он стоит на крутом берегу, на полпути между Костромой и Кинешмой.
По-разному называют Плес: жемчужиной Волги, изумрудом севера, золотым Плёсом. "Русской Швейцарией" назвал его Анатолий Луначарский, "русским самоцветом" виделся Плёс Константину Федину.
Название городка, по одной из версий, происходит от слова плёс, означающего прямой участок реки от поворота до поворота. По реке проходит административная граница между Ивановской и Костромской областью. Плёс - город-здравница, город-курорт, туристический центр Ивановской области. Ежегодно его посещают около 150 тысяч туристов.
«В советское время их число доходило до полумиллиона. Но это всегда транзитные туристы или преимущественно транзитные. То есть это люди, приезжающие на теплоходах, на автобусах или автомобилях» - сообщил заместитель директора Плёсского музея-заповедника Анатолий Сорокин.
В Плёсе нет архитектурных шедевров и, тем не менее, это городок, где достигнута подлинная гармония архитектуры и природы.
Плёс всегда привлекал художников, артистов, писателей и музыкантов, всех, кто искал покоя и вдохновения.
Первое упоминание о городе-крепости на Волге относится к XII веку. На высоком холме располагалась крепость, вдоль Волги тянулся городской посад, вокруг разрастались слободы, в которых развивались различные ремёсла. Значение Плёса как укрепленного пункта было утрачено только к XVII веку. В этот период он стал центром обширного церковного округа.
В конце 1770-х годов Плёс стал уездным городом Костромской губернии. В этот период в городе поселилось большое количество купцов, стала развиваться оптовая торговля. В городе и окрестностях строились фабрики, заводы и мастерские.
В последней четверти XIX века в связи с постройкой железной дороги в Кинешму город в значительной степени утратил былое экономическое значение, как место пересечения торговых путей. Плёс превратился в тихий, мещанский городок.
Приезд в город Исаака Левитана в значительной степени способствовал возрождению города, но уже в новой для него ипостаси - города-курорта, популярного места отдыха.
Плёс по-прежнему тихий городок, главной ценностью которого являются его удивительные "живые картины", это настоящий музей под открытым небом.
Главная улица города - набережная. В прошлом здесь была сосредоточена вся деловая жизнь.
Набережная протянулась вдоль берега Волги почти на 2 километра. Большинство зданий это купеческие особняки, в которых жилые комнаты располагались на втором этаже, а первый занимали служебные помещения и кладовые. Многие здания имели обширные подвалы для хранения товаров.
«Говорят, что о городе можно судить по главной площади. Это относится и к Плёсу. Площадь живописна, искусно вписана в местный ландшафт. Не тронута природная крутизна вливающихся сюда улиц, сохраняется естественный уклон к реке. В просветы между зданиями видна Волга. Здесь нет ничего искусственного, вычурного, пышного. Здания строились в разное время, различны по назначению, но они прекрасно уживаются, вместе дополняя друг друга и образуя единый ансамбль» - рассказал Сорокин.
Сердцем каждого исторического города является место, откуда начался его рост и развитие. Для большинства исторических городов этим местом является крепость. С возникновения Плёса и до самой революции на Соборной горе размещался административный центр. Здесь же расположен старейший храм города - Успенский собор, построенный в 1699 года. Напротив - здание бывших Присутственных мест, построенное в последней четверти XVIII века, в период, когда город был уездным центром в составе Костромской губернии.
Здесь же туристы видят памятник основателю города московскому князю Василию I, сыну Дмитрия Донского, выполненный скульптором Алешиным.
Соборная гора была и остается излюбленным местом прогулки горожан и гостей Плёса. Отсюда, с выступающего мыса прекрасно просматривается Волга, отчетливо начинает восприниматься название города.
«Река всегда играла в жизни Плёса главную роль. После утраты крепости Плёс продолжил свое развитие как город-порт. Сюда привозили на баржах зерно, перемалывали его на местных водяных и ветряных мельницах и продавали в Шуе и других близлежащих городах и селах. А с окрестностей Плёса в торговые конторы собиралось домотканое полотно и другие товары домашнего и ремесленного производства для отправки его на продажу по Волге» - отметил Сорокин.
Осенью 1871 года была пущена железнодорожная линия Иваново-Вознесенск - Кинешма. Сразу стала невыгодной перевозка хлеба гужевым транспортом из Плеса. Постепенно в Кинешму перебрались многие плёсские торговцы. Почти вдвое уменьшилось население города из-за разъехавшихся грузчиков, приказчиков, обслуживающих хлебную торговлю.
Однако развитие судоходства на Волге уже тогда содействовало привлечению в Плёс большого количества отдыхающих и дачников, главным образом из столицы. Местные жители стали сдавать свои дома под дачи.
«Плёс и окрестности всегда славились как дачные места, традиционно здесь приобретали дачи или приезжали к друзьям и родственникам на летний отдых. Тоже происходит, не только в самом городе, но и в окрестностях. В так называемое советское время в окрестностях существовало достаточно много баз отдыха, преимущественно ведомственных, конечно. К сожалению, в настоящее время эта практика несколько прекратилась. Базы отдыха закрылись. А развивать нужно не только центральную часть Плёса, но и его окрестности, потому что туристический потенциал здесь больше» - убежден заместитель директора Плёсского музея-заповедника.
Именно в пору "дачного" Плёса, приехал сюда вместе с друзьями Исаак Левитан. Плёсские мотивы нашли свое отражение в картинах "Тихая обитель", "Вечерний звон" и многих других.
За три лета в Плёсе Левитан написал около двухсот работ. Среди них больше двадцати картин и множество этюдов, эскизов, рисунков, набросков. Вслед за Левитаном сюда потянулись многие художники-москвичи.
В разное время приезжали в Плёс Василий Верещагин, Илья Репин. Побывал здесь и Фёдор Шаляпин, построивший в нескольких километрах отсюда собственную дачу.
Улочки Заречья свободно карабкаются по склону горы Левитана - бывшей Петропавловской горы. В соседнем доме, в здании бывшей женской прогимназии - Администрация Плёсского музея-заповедника. Ещё ниже по реке в самом конце улицы Луначарского стоит большой двухэтажный с антресолями дом, принадлежавший в конце XIX века купцам Грошеву и Подгорнову. В нём размещается Музей пейзажа. Это внушительное белое здание с красной крышей, как и многие другие в этом городе связаны с творчеством Левитана. Он написал его в своей известной работе <Вечер. Золотой плес>.
Можно долго гулять по Плёсу, открывая для себя всё новые и новые виды и дали, то тут, то там встречая людей с мольбертами и холстами. Среди них могут оказаться как студенты и школьники, так и маститые, известные художники, которые вслед за Левитаном приезжают в Плёс - эту своеобразную мекку пейзажистов.
Плёс - один из самых малых городов <Золотого кольца> с самой высокой концентрацией духовности: на почти 3 тысячи жителей девять церквей, семь музеев, несколько художественных галерей - за весеннее-летний период 2011 года Плёс посетило больше 180 тысяч туристов.
Галина Жукова