Цензура (от лат. censeo - оценивать, высказывать мнение) - государственный надзор за издательской деятельностью, средствами массовой информации, литературным процессом и искусством.
По мнению историков, важную роль в становлении советской цензуры сыграл период 1919-1921 годов, когда была предпринята первая попытка централизации контроля. Для этого путем слияния издательских отделов ВЦИК, Московского и Петроградского советов и ряда других было создано "Государственное издательство РСФСР" (Госиздат, ГИЗ), при котором имелось особое подразделение - политотдел, осуществлявший политическую цензуру. Работой цензурных инстанций руководил Агитпроп ЦК РКП(б), определявший общее направление их деятельности.
Решение Политбюро ЦК РКП(б) от 18 ноября 1921 года обязывало политотдел ГИЗ "... не допускать изданий явно реакционных направлений, к каковым причисляются книги религиозные, мистические, антинаучные, политически враждебные и т.п.". Среди отвергнутых были произведения Марины Цветаевой, Ильи Эренбурга, Анны Ахматовой и др.
6 июня 1922 года Декретом Совета народных комиссаров было создано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит), отвечавшее за политику государства в отношении цензуры. На него возлагался "предварительный просмотр всех предназначенных к опубликованию произведений, нот, карт и т.д., а также составление списков произведений печати, запрещенных к опубликованию".
Кроме запрещения изданий, Главлит прибегал к таким цензурным вмешательствам, как исправления рукописей, вычеркивания, требования марксистских предисловий (это касалось и классиков России, и мировой литературы).
К ввозу в СССР не допускались "все произведения, носящие определенно враждебный характер к советской власти и коммунизму; произведения, проводящие чуждую и враждебную пролетариату идеологию; литература, враждебная марксизму; книги идеалистического направления; детская литература, содержащая элементы буржуазной морали с восхвалением старых бытовых условий; произведения авторов-контрреволюционеров; произведения писателей, погибших в борьбе с советской властью; русская литература, выпущенная религиозными обществами, независимо от содержания". Особое внимание Главлита внутри страны привлекали Булгаков, Бабель, Пильняк, Замятин, Федин, Зощенко, Мережковский, Лесков, Коллинз, Конан-Дойль.
Среди детских произведений, запрещенных к издательству, - "Конек-Горбунок" Ершова, "Муха-Цокотуха" Чуковского, "Сказки" Мамина-Сибиряка, в которых, как отмечала Надежда Крупская, "проглядывает архимелкособственническая идеология и многое будет чуждо современному ребенку".
Положение о Главлите освобождало от цензуры издания Коминтерна, всю партийную печать, издания Госиздата, Главполитпросвета, Известия ВЦИК, научные труды Академии наук. Однако уже в 1931 году все "освобожденные" издания должны были проходить предварительный контроль Главлита в целях обеспечения сохранности государственных тайн, а значит, на всех без исключения произведениях печати, издаваемых в РСФСР, должна была присутствовать разрешительная виза Главлита.
9 февраля 1923 года при Главлите был создан Репертком - Комитет по контролю за репертуаром и зрелищами. На него возлагалось "разрешение к постановке драматических, музыкальных и кинематографических произведений", а также запрещение и приостановка таковых (совместно с ОГПУ). Но и разрешенные произведения приходилось корректировать. Так, из оперы "Царская невеста" Римского-Корсакова следовало устранить "излишества по части славления царя", из "Русалки" Даргомыжского - заключительный "апофеоз", а из "Евгения Онегина" Чайковского - "фальшивый эпизод крепостной идиллии".
Помимо драматического репертуара, Главрепертком с течением времени стал контролировать любые публичные зрелища и выступления, начиная с лекций, докладов и заканчивая эстрадными и даже музыкально-танцевальными вечерами. В конце 1920-х - начале 1930-х годов им был подготовлен трехтомный "Репертуарный указатель", регламентирующий исполнение пьес и других произведений в зависимости от "подготовки аудитории". В первый том вошел музыкальный репертуар, во второй - драматический, в третий - кинематографический. Это был последний случай открытой публикации цензурных материалов. В дальнейшем все они непременно засекречивались и рассылались с грифом "секретно" по всем подчинявшимся Главлиту инстанциям.
На Главлит возлагались все новые и новые функции. Так, в июне 1924 года было установлено, что всякие изменения в личном составе ответственных редакторов и редколлегий должны предварительно согласовываться с Главлитом. В 1930 году Главлит указал, что без его "предварительного согласия не могут открываться новые краевые, областные и окружные печатные органы".
Начиная с 1933 года, без его предварительного разрешения категорически воспрещалось изготовление "значков, жетонов, эмблем, нарукавных повязок с рисунками и текстом, политической скульптуры, изображающей политических деятелей, а также лозунгов и политических рисунков на фарфоре, стекле, текстиле и пр.".
Библиотеки для осуществления над ними контроля были переданы Главполитпросвету, координационному центру политико-воспитательной работы.
В 1923 году была разработана "Инструкция о пересмотре книжного состава библиотек к изъятию контрреволюционной и антихудожественной литературы".
Жесткий характер советской цезуры обусловил завуалированное, а в отдельных случаях открытое противодействие системе идеологического надзора. Как прямое следствие цензурных ограничений может рассматриваться появление "самиздата" и "тамиздата".
Перестройка внесла существенные коррективы в деятельность Главлита, а Закон СССР от 12 июня 1990 года "О печати и других средствах массовой информации" упразднил государственную цензуру. В декабре 1993 года цензуру запретила Конституция Российской Федерации.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников