Михаил Ростовский
Районный суд Киева отказался заключать под стражу бывшего премьер-министра Юлию Тимошенко. Это хорошая новость для самой Тимошенко? Безусловно. Но парадоксальным образом от пребывания экс-премьера на свободе выиграет и ее главный гонитель и соперник - нынешний президент Украины Виктор Янукович.
Для обычного человека попадание за решетку означает трагедию. Но политики в своей массе — это люди не совсем обычные. Для некоторых из них, как ни цинично это прозвучит, тюремная камера оказывается катализатором карьеры.
Будущий президент Южной Африки Нельсон Мандела просидел в тюрьме 28 лет: с 1962го по 1990-й годы. Такого, как говорится, не пожелаешь и злейшему врагу.
Но вот парадокс. На момент своего ареста Нельсон Мандела был всего лишь лидером военизированного крыла Африканского национального конгресса и координатором кампании саботажа против военных и правительственных целей режима апартеида.
На момент своего освобождения Мандела был политическим лидером и моральным авторитетом планетарного масштаба. Его освобождение из тюрьмы "Виктор Верстер" в Западно-Капской провинции в прямом эфире транслировали большинство телерадиокомпаний мира. А сегодня рядом с воротами этой тюрьмы стоит статуя Нельсона Манделы.
Я не пытаюсь сравнивать Юлию Тимошенко с Нельсоном Манделой. Это глупо и смешно. Я пытаюсь сказать о другом: Юлия Тимошенко принадлежит к разряду политиков, которых тюрьма делает лишь крепче и популярнее.
Мне довелось пообщаться с Юлией Тимошенко вскоре после ее первого пребывания за решеткой в 2001 году. Естественно, я не мог удержаться от вопроса: в результате вашей политической деятельности вы попали в тюрьму, Ваш муж попал в тюрьму - Вы по-прежнему убеждены, что игра стоит свеч?
Юлия Тимошенко ответила так: "Да, вокруг меня выжженная земля. Но я считаю, что мне под силу изменить правила жизни в своей стране. И я прекрасно осознаю, что на каждом этапе это требует жертв".
В устах почти любого другого политика эти слова прозвучали бы пафосно и фальшиво. Но исходящий от Юлии Тимошенко животный магнетизм не оставил у меня никакого сомнения: она действительно имеет в виду то, что говорит.
В 2001 году принесенная Юлией Тимошенко жертва оказалась не напрасной. Проведя в камере следственного изолятора 42 дня бывшая вице-премьер Украины обрела ореол мученицы. Юлия Тимошенко стала восприниматься как чуть ли не главный политический оппонент тогдашнего президента страны Леонида Кучмы.
И вот спустя десять лет история повторяет сама себя. Юлия Тимошенко вновь в том самом Печерском районном суде Киева, который некогда сначала заключил ее под стражу по обвинению в экономических преступлениях, а потом полностью оправдал.
Закончится ли новый конфликт Юлии Тимошенко с законом ее новым карьерным взлетом? Я не берусь давать комментарий по сути предъявляемых сейчас бывшему премьеру обвинений. Газовые контракты между Украиной и Россией — это тема, в которой сломать себе голову могут даже специалисты.
Но одновременно с Юлией Тимошенко судят и ее близкого соратника — бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко. И здесь я уже чувствую себя в своей тарелке. Ведь обвиняют Луценко в том, что он незаконно облагодетельствовал своего личного водителя.
Я не собираюсь судить о том, виновен ли Луценко. Простите за каламбур, но это дело того же Печерского суда. Но каждый из нас знает: в бывшем СССР сами по себе такие мелочи обычно не приводят высокопоставленных политиков на скамью подсудимых.
Отсюда неизбежный вывод: суд над Луценко выглядит как политический процесс. А раз так, то многим будет сложно удержаться и от аналогичного вывода в отношении суда над Тимошенко.
В отличие от своего ориентированного только на Запад предшественника Виктора Ющенко, президент Янукович изо всех сил пытается сохранить баланс. Он позволил Черноморскому флоту России остаться в Крыму. При этом, если говорить не о риторике, а о конкретных делах, движение Украины в сторону НАТО не сильно замедлилось.
Сначала такая линия приносила Виктору Януковичу одни лишь дивиденды. Но сейчас все больше свидетельств того, что на президента Украины обижаются обе стороны.
Бывший посол США в Киеве Стивен Пайфер заявил на днях: "Если Виктор Янукович не прекратит нарушать принципы демократии, ему достанется роль одинокого игрока на мировой арене".
А вот что мне недавно сказал крупный российский внешнеполитический чиновник: "В сфере международных отношений Янукович ставит перед собой цели, очень похожие на цели Ющенко".
На фоне ухудшения внешнеполитической конъюнктуры Виктору Януковичу очень важно зачистить внутриполитическую поляну от конкурентов. Но суд — или тем более тюремное заключение Юлии Тимошенко — вполне могут вновь превратить ее в мученицу на белом коне.
Десять лет назад будущая премьер Украины сказал мне на прощание: "Я знаю, что меня сравнивали с атомной бомбой. Но пока итоги моей работы были исключительно положительными. Их скорее можно сравнивать с результатами работы атомного реактора".
Советовать президенту Украины — это не моя работа. Но в данном случае очень сложно удержаться от искушения сказать Виктору Януковичу: с атомным реактором лучше обращаться предельно осторожно. Он ведь может и взорваться!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции