МОСКВА, 17 июн - РИА Новости. Письмо о катастрофической ситуации на "Союзмультфильме", опубликованное накануне 75-летия студии четырьмя классиками отечественной анимации - Юрием Норштейном, Андреем Хржановским, Леонидом Шварцманом и Эдуардом Назаровым, - возымело эффект: о положении в мультипликации заговорили во вторник на президиуме правительства.
Премьер-министр Владимир Путин заявил, что в ближайшее время устроит совещание, посвященное проблемам аниматоров, а пока просит вице-премьера Александра Жукова провести предварительную встречу, чтобы выяснить, как именно нужно спасать отрасль.
Что предлагают классики
Авторы Чебурашки, Ежика в тумане, трилогии по рисункам Пушкина и десятков других шедевров полагают, что господдержка государственной студии мультипликационных фильмов должна стать национальным проектом, который будет финансироваться в объеме 250-300 миллионов рублей в течение восьми лет.
"В этот срок должно быть включено создание государственных курсов художников-мультипликаторов, сценаристов, режиссеров, с полноценной стипендией и последующим трудоустройством, с обязательной отработкой на "Союзмультфильме" в течение как минимум 8-10 лет", - заявляют авторы письма.
По их мнению, "для производства фильмов студии необходимо 45-50 мультипликаторов и такое же количество режиссеров", потому что "только в условиях большого коллектива и накатанного производства появляются творческие индивидуальности и отдельные фильмы-вершины, которые, в свою очередь, задают художественное направление мультипликации как виду искусства", а вдобавок "необходимо восстановить корпус профессиональных редакторов с высшим литературным образованием".
Объект спасения
На самом "Союзмультфильме", который с 2003 года разделен на ФГУП "Объединенная государственная киноколлекция" (ОГК), чья главная задача - сохранение старой коллекции, и собственно студию (ТПО "Союзмультфильм"), считают, что классики бьют в набат по делу, но решения предлагают неэффективные.
"Вопросы поставлены очень правильно, четко и остро, но это, в основном, эмоциональное письмо. Не думаю, что они опираются на реально продуманную программу - да это и не их профессия, их профессия - делать гениальные мультфильмы", - заявил РИА Новости директор ТПО Тариэл Хателишвили.
Программу же, по его мнению, бессмысленно писать до тех пор, пока не будет определен объем государственной помощи, "а обойтись копейками здесь невозможно - это высокотехнологичная отрасль". Государство, убежден Хателишвили, должно этим заниматься, "потому что это государственная сфера интересов", но "если кто-то соберется всерьез финансировать, не ожидая быстрых денег, студия приветствует всех".
Впрочем, полагает директор ТПО, "Союзмультфильму" вполне хватит обозначенных классиками 250-300 миллионов рублей в год, чтобы "осуществить техническое переоснащение на уровне современных тенденций, создание разорванной связи между молодым и старым поколением и серьезной школы-студии", чьи ученики должны участвовать в производстве, параллельно впитывая "философию и идеологию" классической эстетики.
Хателишвили надеется продолжить старые советские традиции мультипликации, ибо "в коммерческих полнометражных фильмах больше грамотного маркетинга и менеджмента", чем собственно искусства. Вдобавок, "коммерческое кино может кормить само себя, а кино, которое является культурно-исторической традицией советского государства, кормить себя в принципе не может".
Хранители
Гендиректор ОГК Василий Шильников прежде всего подчеркивает, что его предприятию помощь в принципе не требуется: оно зарабатывает продажей прав на показ архивных картин. "Мы денег ни у кого не просили - мы сами "Союзмультфильму" помогаем, поддерживаем "Гофманиаду" и взяли на себя обязательство поддержать "Школу дебютов", то есть проекты тех, кого укажут Норштейн и прочие классики", - заявил он РИА Новости.
"Гофманиада", затеянная художником Михаилом Шемякиным в 2001 году, для ОГК - имиджевый проект, обходящийся в 20-30 миллионов рублей в год. Впрочем, результаты его можно будет оценить нескоро - пока готова лишь первая часть, а завершения трилогии стоит ждать лишь через два-три года.
Кроме этой титанической работы, на студии почти ничего не происходит: как признает Хателишвили, не имея госзаказа, она "не имеет возможности производить" и может лишь делать мультфильмы на заказ, "как производственная база".
Действительно, как подсчитала компания Movie Research, студия, в расцветные шестидесятые выпустившая 248 фильмов, за 20 последних лет, с 1991 по 2010, закончила всего 158 проектов, причем в 2010 году было выпущено лишь 6 короткометражек общей продолжительностью 65 минут.
Вдобавок, напоминает Шильников, "Союзмультфильм" - это "кадры плюс оборудование плюс здание", но "студия частично находится в бывшей церкви, и вопрос с РПЦ не решен". Вдобавок, у предприятия имеются долги, порожденные, по объяснениям Хателишвили, "ошибками менеджмента" и "неправильно заключенными договорами".
В общем, заключает директор ОГК, без господдержки тут не обойтись. А сколько денег требовать от государства, Шильников сообщить не готов - не считал.
Классики и современники
Подсчет оперативно произвела компания Movie Research, на данные которой обычно опирается государственный Фонд поддержки кинематографии. По словам ее гендиректора Олега Иванова, заявленные мэтрами 250-300 миллионов рублей на 8 лет - "это, скорее, дань традиции и жест уважения по отношению к заслуженным художникам. Для создания индустрии анимационного кино с годовым объемом выпуска более 2000 минут необходимо ежегодно выделять господдержку в размере не менее 800 миллионов рублей" .
Деньги эти, по его мнению, должны выделяться не только министерством культуры, в чьем ведении анимация находилась до сих пор, но и Фондом, а также Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, которому хорошо бы взять на себя производство анимационных сериалов и альманахов.
В Фонде мультипликацией занимаются уже с начала года - соответствующее поручение, напомнил глава организации Сергей Толстиков, было дано уже по итогам правительственного совета по кино, заседавшего 1 февраля.
"С этого года у нас есть право направлять субсидии на анимацию - и это уже серьезный сдвиг. Есть рабочая группа при Фонде, которая занимается детским кино, и в ней есть блок с анимацией, его возглавляет Илья Попов, руководитель "Смешариков", который отвечает за то, чтобы анимация была представлена в современном виде", - рассказал РИА Новости Толстиков.
Он подчеркивает, что анимация - это не только высокое (и высокозатратное) искусство, каким занимаются Норштейн, Гарри Бардин и другие мэтры: "национальным достоянием занимается министерство культуры - и пусть занимается". Фонд интересуется "скорее зрительской, массовой продукцией", и такие мультфильмы могут быть вполне прибыльными, причем не только импортные.
Красноречивый тому пример - вышедшая под Новый год сказка "Три богатыря и Шамаханская царица", стоившая кинокомпании СТВ 3 миллиона и заработавшая 19 миллионов долларов, по 25 тысяч долларов на копию.
Именно возглавляемая Сельяновым СТВ стала инициатором поправок, позволивших Фонду подключиться к финансированию анимации.
Помимо "Трех богатырей" - проекта, который в ближайшее время получит продолжение, - компания, совместно со студией "Мельница", собирается заняться историей про город смертей под названием "Цыган Гожо", сказкой "Иван-царевич и серый волк" (она выйдет 29 декабря 2011 года), рисованной сагой об осаде Смоленска поляками под названием "Крепость" и мультипликационным пересказом булгаковского романа "Мастер и Маргарита". Кроме того, Сельянов взялся за спасение анимационной версии "Кин-дза-дзы", на которую у автора, Георгия Данелии, на 81 году жизни решившего заняться мультипликацией, не хватало денег. Теперь СТВ получит на этот проект средства в рамках финансирования мейджоров отечественного кинопроизводства со стороны Фонда.
"Анимация должна пользоваться спросом, она должна быть включена в инфраструктуру более широко, должны быть и игры, и мерчендайзинг", - убежден Толстиков.
По его мнению, мэтры "правильно бьют в набат, потому что никогда не бывает лишним привлечь внимание, но неверно будет сказать, что никаких процессов не идет", тем более, что случай "Мельницы", которую Movie Research приводит как пример современной студии, способной выпускать по 10-15 часов анимационной продукции в год, не единичен: одним из немногих рентабельных кинопроектов прошлого года стала рисованная эпопея "Белка и Стрелка", неплохо заработавшая не только в нашем, но и в польском прокате. А руководимые Ильей Поповым "Смешарики" показываются в 47 странах. Полнометражная версия сериала к декабрю 2011 года выйдет не только у нас, но и в Европе, Америке и Китае.
Создание индустрии
По словам Ильи Попова, сейчас речь должна идти прежде всего о создании индустрии, которая у нас "зарождается не благодаря, а вопреки".
"Отрасль остается на протяжении долгого времени без должного внимания. Объем финансирования со стороны Минкультуры с каждым годом все сокращался, и это единственное, что делалось в данном направлении системно", - сокрушается он.
Попов согласен с прочими экспертами в том, что "названная Норштейном и другими сумма вполне достаточна, если рассматривать ее как бюджет на создание некой школы с пилотными сериями дебютантов и поддержанием мэтров, но это точно не та сумма, которая нужна на возрождение отечественной анимации": "это сопоставимо с масштабом среднебюджетного анимационного сериала, каких средняя европейская или азиатская студия снимает по два-три в год", - объясняет он.
Впрочем, убежден генеральный продюсер "Смешариков", "прямое финансирование в нынешней ситуации не может являться единственной мерой поддержки": государству следует создавать условия для развития отрасли.
Даже если, по предложению Хателишвили, устроить на "Союзмультфильме" производственную базу, которой смогут пользоваться студии со всей страны, отдельно взятое предприятие, как настаивает Попов, не может заменить собой целую индустрию: советские времена, когда существовала одна монопольная организация, чью продукцию безальтернативным образом транслировали по центральному телевидению, ушли в прошлое.
Сейчас подходящей для нас моделью развития, по мнению гендиректора "Смешариков", может стать создание широко распространенных в Азии центров коллективного пользования, "домов анимации", - "своего рода инкубаторов, в которых рождаются и новые студии, и новые проекты". Сами "Смешарики" создавали для себя и студию звукозаписи, и просмотровые залы, и другие инфраструктурные объекты. Теперь, по словам Попова, "это самая оснащенная студия в России", и она готова делить мощности с другими студиями, что позволило бы снизить стоимость производства. Государство могло бы помочь, просто предоставив помещение, а уж за наполнение его оборудованием студии отвечали бы сами, возможно, с помощью долгосрочных целевых кредитов.
Вторая важная мера - снятие "непонятно для кого нужных", по словам Попова, законодательных ограничений - например, на рекламу на детских каналах. В нынешней ситуации "телеканалы не могут впрямую заработать на рекламе, поэтому они не заинтересованы в российском контенте. Качественного контента из-за рубежа им вполне достаточно".
"Основная проблема: если в России не появится хотя бы десяток масштабных проектов в течение ближайших нескольких лет, то под объемом зарубежного контента российские проекты будут просто незаметны", - предупреждает генеральный продюсер "Смешариков".
Авторский продукт, по его мнению, "может стать событием, но маловероятно, что он окажет влияние на детей - скорее он потеряется среди массовых проектов".
"В "Чебурашке" было всего три серии - сейчас он уже не смог бы стать популярным персонажем", - отмечает Попов. Проблему влияния, настаивает он, можно решать "только индустриальным путем - сериалами с длинными сезонами, для создания которых требуются большие авторские коллективы и десятки студий".