На тяжелом авианесущем крейсере "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" Северного флота ВМФ России в Мурманске дислоцируются более двух десятков "Су-33". Эти палубные истребители, созданные на базе "Су-27", - основная ударная сила корабельной авиации ВМФ России.
Самолеты усовершенствованы специально для несения службы на авианосцах. "Су-33" обладает повышенной тягой двигателей, которая обеспечивает истребителю короткий "разбег" для взлета с палубы.
Сам процесс взлета и приземления самолета на крейсер во время качки - это целое искусство. У истребителя отсутствует тормозной парашют, зато есть специальный крюк - гак, которым он должен зацепиться за тормозящие тросы во время посадки.
"Процесс посадки самолета происходит достаточно жестко. Представьте, если бы вы спрыгнули без парашюта с высоты в полтора-два метра. Амортизация есть, но тем не менее это чувствительно для пилота", - рассказал корреспонденту РИА Новости заместитель командира 279-го отдельного истребительного авиаполка морской авиации Северного флота Павел Подгузов.
"Су-33" оснащен системой дозаправки в воздухе, благодаря которой дальность его полета составляет около 3000 километров. Кроме того, у истребителя складываются крылья: это необходимо для того, чтобы на борту авианосца разместилось как можно больше самолетов. Благодаря всем этим усовершенствованиям "палубник" заметно тяжелее обычных "Су-27".
"Су-33" - российский палубный истребитель четвертого поколения, который был разработан в ОКБ Сухого специально для ВМФ России и принят на вооружение в 1998 году. Самолет оснащен комплексом стрелково-пушечного и ракетного вооружений. Он способен вести воздушную разведку, осуществлять постановку морских мин и уничтожать противолодочные самолеты противника, самолеты-разведчики и самолеты радиолокационного обнаружения, а также беспилотники палубного и берегового базирования.