Работу Рафаэля Санти "Дама с единорогом" привезли в Москву. До 24 марта она пробудет в особняке Берга в Денежном переулке, где располагается посольство Италии, а затем переедет в ГМИИ имени Пушкина и пробудет там до 10 мая.
Знаменитая картина художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти "Дама с единорогом" (Dama col liocorno) была написана художником в 1504 г. в период его пребывания во Флоренции.
Считается, что Рафаэль создал этот портрет не без влияния "Моны Лизы" Леонардо да Винчи, который в те годы тоже работал во Флоренции. Однако, по мнению историков искусства, "Дама с единорогом" напоминает о Джоконде лишь некоторыми композиционными приемами.
На портрете, написанном на холсте маслом (размер картины 65 x 51) изображена молодая женщина, которая держит на руках крошечного детеныша единорога. Стилизованный единорог на картине Рафаэля больше похож на милого домашнего зверька. По легенде же, единороги - это мифическое животное с телом быка, лошади или козла и одним длинным прямым рогом на лбу. Согласно преданию, свирепого единорога, являющегося символом чистоты и девственности, может укротить лишь невинная девушка.
У картины весьма сложная судьба. В прошлом она была сильно повреждена. Реставрация картины позволила вернуть шедевру его подлинный облик. Лишь в ХХ столетии реставраторы избавили живопись от позднейших дописок и привели ее в первоначальный вид. В 1930-е гг. были обнаружены позднейшие записи, открывшие сложный процесс искажения созданного Рафаэлем первоначального образа.
Относительно недавно был снят вопрос об авторстве.
В ХIХ веке, когда портрет попал в картинную коллекцию виллы Боргезе, его автором считался Перуджино. И только в 1928 г. авторитетный историк искусств Роберто Лонги атрибутировал портрет как произведение Рафаэля Санти, относящийся к самому началу ХVI века. Догадку подтвердили радиографические исследования проведенные в 1927 г., впервые в истории итальянской науки. Они выявили несколько живописных слоев и много любопытных деталей. Выяснилось, что сначала это была "Дама с собачкой", а потом поверх собаки появился единорог. Несколько раз переписывались и руки дамы.
Однако картина не была закончена. Рафаэль вернулся к этой вещи лишь спустя несколько лет, и тогда уже дописал руки дамы, которая теперь обнимала уже единорога. Таким образом, символический смысл картины менялся: единорог - знак чистоты и непорочности.
В конце XVI века "Дама с единорогом" превратилась в святую Екатерину Александрийскую: неизвестный художник прикрыл ей плечи плащом и изобразил на заднем плане колесо, символ мученичества святой. И только во время реставрации 1935-1936 гг. картине вернули прежний вид.
Впоследствии некоторые ученые предположили, что "Дама с единорогом" является портретом Джулии Фарнезе (Giulia Farnese) - любовницы Папы Римского Александра VI (Родриго Борджиа), представительницы династии Фарнезе, однако впоследствии гипотезу сочли необоснованной.
В начале ХХI века вновь возникла полемика относительно авторства Рафаэля. Сомнения по данному поводу высказал известный искусствовед, председатель научного комитета галереи профессор Пьер-Луиджи Де Веки, которого не убедил анализ стилистики портрета, сделанный после реставрации.
Однако результаты многочисленных экспертиз доказали, что "Дама с единорогом" написана именно Рафаэлем, о чем свидетельствуют определенные детали, свойственные творческой манере этого мастера.
Картина "Дама с единорогом" хранится в Риме, в галерее Боргезе (Galleria Borghese) и покидает музей крайне редко.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников