29 октября 1955 г. в Северной бухте Севастополя затонул флагман черноморской эскадры советского военно-морского флота линейный корабль (линкор) "Новороссийск".
Линкор "Новороссийск", который до 1949 г. носил имя "Джулио Чезаре" ("Юлий Цезарь") был заложен в 1910 г. на верфи "Ансальдо" в Генуе (Италия), спущен на воду в 1911 г., вступил в состав военно-морских сил (ВМС) Италии в 1913 г. Корабль участвовал в Первой мировой войне 1914-1918 гг. В 1933-1937 гг. прошел модернизацию и перевооружение. Водоизмещение линкора составляло 29 тысяч тонн, толщина брони – 127-280 мм.
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах -2004 г.г. ISBN 5 - 203 01875 - 8)
В ходе Второй мировой войны линкор участвовал в боевых действиях на Средиземном море - занимался в основном сопровождением конвоев, но в 1942 г. командование ВМС признало его устаревшим и перевело в разряд учебных кораблей. В сентябре 1943 г. корабль капитулировал на о. Мальта.
В 1949 г. линкор был передан СССР в счет репараций. Приказом по черноморскому флоту от 5 марта 1949 г. линкору присвоили название "Новороссийск".
Корабль был передан в крайне запущенном состоянии.
С 1949 по 1955 г. линкор восемь раз находился в заводском ремонте. В мае 1955 г. "Новороссийск" вошел в строй Черноморского флота и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке.
Линкор практически сразу стал флагманским кораблем: на нем почти постоянно держал свой флаг командующий эскадрой. Плавал "Новороссийск" и под флагом командующего флотом.
28 октября 1955 г. линкор вернулся из последнего похода и занял место в Северной бухте Севастополя на "линкорной бочке" в районе Морского Госпиталя, примерно в 110 м от берега. Глубина в районе стоянки составляла 17-18 м.
На момент трагедии командир линкора капитан 1 ранга Александр Кухта находился в отпуске. Обязанности его исполнял старший помощник капитан 2 ранга Георгий Хуршудов. Согласно штатному расписанию, экипаж линкора составлял 1542 человека (68 офицеров, 243 старшины, 1231 матрос).
После того как "Новороссийск" ошвартовался, часть экипажа была отправлена в увольнение. На борту осталось более полутора тысяч человек: часть экипажа и новое пополнение (200 человек) из курсантов морских училищ и солдат-пехотинцев, переведенных во флот. Вместе с большинством офицеров на берег сошел и капитан 2-го ранга Хуршудов.
В 1 час 30 минут 29 октября 1955 г. в носовой части линкора "Новороссийск" произошел мощный взрыв. Как потом выяснилось, он был такой мощности, что пробил насквозь многопалубный бронированный корпус линкора. В громадную (150 кв. м) пробоину хлынули потоки забортной воды. Разрушения пришлись на самую заселенную часть корабля - сразу же погибли 150-175 человек.
В результате взрыва на борту линкора "Новороссийск" вышла из строя электростанция и была разрушена носовая группа дизель-генераторов, соответственно стала непригодной громкоговорящая связь. На линкоре была объявлена боевая тревога, корабль начал крениться. Экипаж корабля стал бороться за живучесть судна и вести подготовку к буксировке линкора на отмель. Драма развивалась на виду у всего Севастополя, отмечавшего столетие первой обороны 1854-1855 гг. (вручать орден Красного Знамени Севастополю прибыли председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ворошилов и отдыхавший под Ялтой первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев).
С соседних кораблей, на которых тоже объявили боевую тревогу, стали прибывать аварийные партии и медгруппы. Их плавсредствами начали вывозить раненых.
Борьба за живучесть линкора успеха не имела вследствие ошибок в ее организации и отдельных конструктивных недостатков корабля. В 4 часа 15 мин 29 октября "Новороссийск" стал опрокидываться кверху днищем. Несколько десятков человек успели перебраться в шлюпки и на соседние корабли, но сотни моряков посыпались с палубы в воду. Через некоторое время корабль перевернулся и затонул на глубине 17 м. Большинство моряков остались внутри корпуса. Часть из них длительное время держалась в воздушных подушках отсеков, но спасти удалось лишь 9 человек: семь вышли через прорезанную в кормовой части днища горловину спустя 5 часов после опрокидывания, и еще двух вывели через 50 часов водолазы.
Всего погибли 611 человек, в том числе 32 человека из аварийных партий крейсеров "Михаил Кутузов" и "Молотов", 139 человек было ранено.
В мае 1957 г. "Новороссийск" был поднят со дна Севастопольской (Северной) бухты и в перевернутом виде отбуксирован в бухту Казачью, где его разоружили и разобрали.
Причины и характер взрыва линкора "Новороссийск" достоверно не установлены. Первой версией трагедии был взрыв корабельного боезапаса. Но она отпала, когда водолазы обследовали корпус: характер разрушений указывал на то, что взрыв был все-таки наружным.
По заключению правительственной комиссии произошел взрыв невытраленной германской донной неконтактной мины. В 1944 г. при уходе из Севастополя гитлеровцы в его бухтах установили мины такого типа, но к 1955 г. источники электропитания вытраленных донных мин оказывались разряженными, а взрыватели почти у всех - неработоспособными. Поэтому в выводах комиссии не исключалась и возможность диверсии, которую могли совершить итальянские или английские диверсанты.
Еще накануне передачи линкора СССР в Италии звучали призывы не допустить того, чтобы гордость итальянского флота оказалась под советским флагом, вплоть до его потопления.
После капитуляции Италии тайно продолжал существовать отряд итальянских подводных диверсантов, который во время войны действовал на Черном и Средиземном морях. В пользу этой версии говорит то, что диверсанты были хорошо знакомы с акваторией бухты (во время войны отряд базировался в портах Крыма) и устройством линкора: для взрыва было выбрано одно из самых уязвимых мест днища, не прикрытое противоминной защитой, - возле носовых артиллерийских погребов главного калибра. Также в это время зарубежная пресса сообщала, что за выполнение некоего специального задания высшими военными наградами была отмечена анонимная группа итальянских военнослужащих.
Вторым подразделением мира, способным на подобную диверсию, была 12-я флотилия Военно-морских сил Великобритании. После выхода Италии из войны англичане долгое время удерживали "Джулио Чезаре" на Мальте и проводили на нем тренировки совместно с итальянцами. В пользу этой версии выдвигается также следующий аргумент - будто бы советское командование хотело оснастить "Новороссийск" ядерным оружием.
Великобритания, представляющая собой остров, в этом случае оказывалась наиболее уязвимой мишенью для советских ВМС. К тому же, в конце октября 1955 г. британская средиземноморская эскадра проводила маневры в Эгейском и Мраморном морях.
Была также выдвинута версия о торпедировании линкора неизвестной подводной лодкой. Однако при изучении характера повреждений, полученных линкором, комиссия не нашла характерных примет, соответствующих удару торпеды.
Большая часть погибших моряков с линкора "Новороссийск" была похоронена на Братском кладбище в Севастополе. В 1963 г. на кладбище был сооружен мемориал в виде 12-метровой фигуры Скорбящего матроса, отлитого из бронзы гребных винтов линкора. С северной стороны мемориал ограждает светлая стена из крымбальского известняка, на которой высечены барельефные изображения с эпизодами борьбы команды за спасение корабля: офицер, отдающий распоряжения по телефону, обнаженный по пояс матрос, подпирающий дверь аварийным брусом, моряки, выносящие раненого товарища, матрос, зажавший спиной пробоину.
Памятник сооружен на вершине искусственного холма. Перед монументом находится стела с посвящением: "Мужественным морякам линкора "Новороссийск", погибшим при исполнении воинского долга 29 октября 1955 г. Любовь к Родине и верность военной присяге были для вас сильнее смерти". Рядом установлена гранитная плита с текстом и фамилиями 23 моряков крейсера "Кутузов". В 1990 г. на мемориале установили гранитные плиты с именами 543 погибших моряков-черноморцев.
Вторая братская могила 42 моряков линкора "Новороссийск" находится на кладбище Коммунаров. В 1965 г. на ней установлен памятник в виде гранитного саркофага с рельефами, появившимися в 1995 г.
На основании доклада правительственной комиссии командованием Черноморского флота в ноябре 1955 г. были отправлены представления о награждении орденами и медалями всех погибших вместе с линкором моряков. К наградам были представлены также 117 человек из числа тех, кто уцелел при взрыве, моряков с других кораблей, пришедших на помощь "Новороссийску", а также водолазы и врачи, отличившиеся в ходе спасательных работ. Но награждение так и не состоялось.
Только в 1996 г. после неоднократных обращений ветеранов корабля правительство РФ дало соответствующие поручения Министерству обороны, ФСБ, Генпрокуратуре, Российскому государственному морскому историко-культурному центру и другим ведомствам. Главная военная прокуратура занялась проверкой материалов расследования, проводившегося в 1955 г. Засекреченные наградные листы на "новороссийцев" все это время хранились в Центральном военно‑морском архиве. Выяснилось, что 6 моряков посмертно были представлены к высшей награде СССР - ордену Ленина, 64 (53 из них посмертно) - к ордену Красного Знамени, 10 (9 посмертно) - к орденам Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 191 (143 посмертно) - к ордену Красной Звезды, 448 моряков (391 посмертно) - к медалям "За отвагу", "За боевые заслуги", Ушакова и Нахимова.
Поскольку к тому времени уже не было ни государства, под военно-морским флагом которого погиб "Новороссийск", ни советских орденов, все "новороссийцы" указом президента России от 5 июля 1999 г. были награждены орденами Мужества. Всего было награждено 716 моряков, причем 613 - посмертно.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников