Рейтинг@Mail.ru
История Московского метрополитена. Справка - РИА Новости, 14.05.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

История Московского метрополитена. Справка

Читать ria.ru в
Дзен

В мае 2010 года Московский метрополитен отмечает свое 75-летие.

Первые предложения по строительству внеуличной транспортной системы в Москве появились еще в 1875 г. Инженер Титов предложил проложить железнодорожный тоннель от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи.

В начале ХХ века было предложено еще несколько проектов метрополитена, но ни один из них не был принят.

В 1922 г. специалистами Службы коммунального хозяйства была разработана схема метрополитена, включающая 12 радиусов, то есть шесть диаметральных линий (Дорогомиловско-Преображенская, Всехсвятско-Богородская, Даниловско-Марьинская, Пресненско-Рогожская, Хамовническо-Петровская, Калужско-Лефортовская), две кольцевые линии (Садовое и Бульварное кольца) и два полукольца, вытянутых с севера на юг и с востока на запад. Этот проект также не был официально одобрен.

Население Москвы стремительно возрастало, обострялись транспортные проблемы. Поэтому в 1924 г. Управлению московских городских железных дорог (МГЖД) было поручено "проектирование метрополитена с производством первоочередных натурных изысканий". Для этого в Управлении был создан специальный подотдел по подготовке проекта метрополитена. С 1925 по 1930 год сотрудниками подотдела был разработан проект сети метрополитена из четырех диаметральных и одной кольцевой линий общей протяженностью около 50 км.

15 июня 1931 г. на Пленуме ЦК ВКП(б), посвященном реконструкции и дальнейшему развитию городов страны, было принято постановление, в которое вошло и решение "немедленно приступить к подготовительным работам с тем, чтобы в 1932 г. уже начать строительство метро в Москве, как единственного средства быстрых и дешевых людских перевозок".

Для реализации правительственного решения о строительстве столичного метрополитена в 1931 г. был создан "Мосметрострой" (с 1933 г. – "Метропроект").

В техническом отделе "Мосметростроя" в 1932 г. был подготовлен рабочий проект московского метрополитена. В работе приняли участие также английские, немецкие, французские инженеры.

Совет Народных Комиссаров СССР назначил начальником и главным инженером строительства Московского метрополитена Павла Ротерта, ранее работавшего главным инженером Днепростроя.

Первая шахта была заложена на опытном участке на Русаковской улице около дома №13а (недалеко от будущей станции "Красносельская") в ноябре 1931 г.

Весной 1932 г. развернулись подготовительные работы к строительству метрополитена, и одновременно началось обучение строителей и эксплуатационников. В строительстве приняли участие шахтеры Донбасса, бетонщики Днепростроя, московские комсомольцы.

Кузнецкий завод в Сибири делал рельсы. Крым, Урал, Средняя Азия посылали мрамор. Москва, Харьков, Ленинград изготавливали электродвигатели, аппаратуру и точные приборы, из Баку шел битум для изоляции, Кавказ и Волга снабжали цементом.

Сооружение первой очереди было завершено к октябрю 1934 г., было пробито 16,8 км тоннелей. 4 февраля 1935 г. по участку "Комсомольская" – "Красносельская" –  "Сокольники" прошел первый пробный поезд. Первыми пассажирами стали лучшие метростроевцы. По всей трассе от "Сокольников" до "Парка культуры" поезда проследовали 5 февраля 1935 г.

15 мая 1935 г. началось пассажирское движение поездов на участках от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры и отдыха им. М.Горького" с ответвлением от станции "Охотный ряд" до станции "Смоленская" общей протяженностью 11,2 км. Было открыто 13 станций, депо "Северное".

Билет с порядковым номером "0001" в 7.00 мск 15 мая 1935 г. купил мастер завода "Красный пролетарий" Петр Латышев. Всего в первый день метрополитен перевез 370 тысяч человек.

В результате ввода в эксплуатацию второй очереди метрополитена 20 марта 1937 г. ("Смоленская" –  "Киевская", длина 1,4 км) и 13 марта 1938 г. ("Улица Коминтерна" (ныне "Александровский сад") –  "Курская" протяженностью 2,3 км) было организовано раздельное движение поездов по двум линиям: "Сокольники" –  "Парк культуры" и "Курская" –  "Киевская".

Пуском 11 сентября 1938 г. линии "Площадь Свердлова" (ныне "Театральная") – "Сокол" (длина 8,5 км) была завершена вторая очередь.

Строительство третьей очереди метрополитена велось в годы Великой Отечественной войны.

В 1943 г. был введен участок в 6,2 км от станции "Площадь Свердлова" (ныне "Театральная") до станции "Завод имени Сталина" (ныне "Автозаводская"). Введением в 1944 г. участка протяженностью 7,1 км от станции "Курская" до станции "Измайловская" (ныне "Партизанская") было завершено сооружение третьей очереди столичного метрополитена.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны был утвержден план строительства кольцевой линии Московского метрополитена. Было очевидно, что центральный пересадочный узел – "Охотный ряд" – "Площадь Свердлова" – "Площадь Революции" – нужно разгрузить. К тому времени, кроме этого пересадочного узла, существовал еще один – со станции "Библиотека им. В.И.Ленина" на станцию "Улица Коминтерна", но он был очень неудобен.

Нужна была линия, которая связала бы воедино все остальные, имеющиеся и планирующиеся, линии. Идея была подсказана картой Москвы: новую линию пустили вдоль Садового кольца.

В 1950-е гг. кольцевая линия метрополитена была построена. 1 января 1950 г. вступил в эксплуатацию первый участок кольцевой линии протяженностью 6,4 км. Он состоял из станций "Парк культуры", "Калужская", "Серпуховская", "Павелецкая", "Таганская" и "Курская".

30 января 1952 г. был принят участок от "Курской" до "Белорусской" (протяженность 7,0 км). В 1954 г. был сдан третий и последний участок "кольца" – от "Белорусской" до "Парка культуры". Кроме того, в 1953 г. было временно прекращено движение поездов на отрезке "Площадь Революции" – "Киевская", который был заменен участком глубокого заложения. Впоследствии участок мелкого заложения стал частью Филевской линии.

В 1950-60-х гг. получили развитие радиальные линии, связавшие центр города с новыми жилыми районами. Сокольническая линия продлилась до Преображенской площади в одну сторону и на юго-западе к Ленинским (ныне Воробьевым) горам и Университету – в другую. Калужско-Рижская линия получила развитие на север в сторону ВДНХ. Замоскворецкая линия протянулась к Речному вокзалу на северо-западе.

В дальнейшем продлевались старые линии в районы новостроек, прокладывались новые, строились новые выходы со старых станций в центральной части города, появлялись новые переходы, вновь построенные станции соединялись со старыми.

В начале XXI века с открытием станции "Бульвар Дмитрия Донского" метрополитен впервые "шагнул" за пределы Московской кольцевой автомобильной дороги.

Последними были открыты 26 декабря 2009 г. станции "Мякинино", "Волоколамская" и "Митино" на митинском участке Арбатско-Покровской линии.

В результате в Московском метрополитене стало действовать 180 станций на 12 линиях. Общая протяженность всех линий составляет 298,2 км.

Московский метрополитен продолжает развиваться, в 2010 г. запланирован ввод еще двух станций на Люблинско-Дмитровской линии – станций "Достоевская" и "Марьина роща". Люблинско-Дмитровская линию продолжат развивать и в 2011 г., запланирован ввод еще трех станций – "Борисово", "Шипиловская" и "Зябликово".

5 мая 2010 г. Мосгордума приняла в третьем и окончательном чтении проект Генерального плана развития Москвы до 2025 г., в котором предусматривается строительство новых линий метрополитена.

Согласно Генплану общая протяженность сети метрополитена в Москве к 2025 г. должна увеличиться до 650 км. При этом столичный метрополитен будет объединен в систему экспрессного, мини и легкого метро и будет иметь общие транспортно-пересадочные узлы с железной дорогой и новыми видами рельсового транспорта.

Власти планируют, что метрополитен будет расширен за счет формирования диаметральных Люблинско-Дмитровской, Арбатско-Покровской и Митинско-Калининской линий метро. Кроме того, планируется продление существующих веток: Замоскворецкой – в районы Ховрино и Братеево, Сокольнической – вдоль Щелковского шоссе в Гольяново и до Теплого Стана, Калининской – в Новокосино, Таганско-Краснопресненской – в Жулебино. Также будет построен еще один пересадочный контур.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала