55 лет назад, 15 апреля 1955 года, в США открылся первый ресторан «McDonald’s». На данный момент это крупнейшая сеть закусочных. Под брендом «McDonald’s» работает около 32 000 ресторанов в более чем 110 странах мира. Ежедневно через кассы культового «фастфуда» проходит около 47 миллионов посетителей.
«Забегаловка» для автомобилистов
Своим появлением «McDonald’s» обязан двум братьям - Дику и Маку Макдональду (Dic and Mac McDonald). В конце 40-х годов 20-го века они открыли свой первый небольшой ресторан для автомобилистов в городе Сан-Бернардино (штат Калифорния, США), который приносил им вполне приличный доход – 200 000 долларов в год. Однако позже экономическая ситуация начала резко меняться. Чтобы удержаться на плаву, братья придумали абсолютно новую концепцию ресторанного бизнеса, основанную на быстром обслуживании и невысоких ценах, пишет mcdonalds.ru.
Они ввели систему самообслуживания на прилавке, кухня была переделана под массовое производство и работала по принципу конвейера. Меню по сравнению с сегодняшним было довольно скудным: гамбургер, чизбургер, три вида безалкогольных напитков, молоко, кофе, пирожки, картофель фри и чипсы. В каком-то смысле, Калифорния пережила «ресторанную революцию». Впервые за всю историю ресторанного бизнеса посетители не сидели за столиками в ожидании заказа, а обслуживали себя самостоятельно.
Первая «золотая арка» и «Библия Макдональдса»
Спустя некоторое время от клиентов просто не было отбоя, доход братьев превысил 350 тысяч в год. О них начали говорить по всей Калифорнии, писать в газетах и журналах. Их небольшой ресторан стал одним из самых посещаемых мест. Правда, идея расширения столь успешного бизнеса принадлежит далеко не Макдональдсам, а предпринимателю Рэю Кроку (Ray Kroc), который на тот момент находился на грани разорения. Крок предложил братьям расширить бизнес пуем продажи франшиз и открыть сеть ресторанов. В 1955 году Крок основал франчайзинговую компанию под названием «Макдональдс Систем, Инк.». А 15 апреля 1955 года в городе Дес-Плейнс (штат Иллинойс, США) появилась первая «золотая арка», пишет Интернет-издание forbes.by.
В 1958 году в «McDonald’s» появилась первая инструкция, где на 75 страницах подробнейшим образом был описан порядок действий по приготовлению еды и правила общения с клиентами. На сегодняшний день в этой книге более 700 страниц, сами работники ресторана называют ее «Библией Макдональдса».
В 1960 году компания была переименована в «McDonald’s Corporation». Сначала Крок не мог похвастаться слишком большими доходами: за год ему удалось продать лишь 18 франшиз. «Франшизный бум» произошел после того, как право на открытие очередного ресторана «McDonald’s» приобрел журналист Сэнфорд Агате, чьи доходы через два года деятельности «фастфуда» превысили доходы Крока. Именно тогда многие предприниматели увидели в «McDonald’s» шанс для успешного развития бизнеса. Количество желающих открыть очередной ресторан, приносящий баснословные доходы, резко возросло.
В 1961 году Крок выкупил компанию у братьев Макдональд за 2,7 млн. долларов. Он отказывался брать на работу женщин, так как считал, что их присутствие снизит производительность из-за любовных притязаний мужчин. Правда, в 1968 году подобное дискриминационное решение пришлось отменить, пишет fashiontime.ru.
Миллиардный гамбургер
В 1963 году производительность компании составила миллион гамбургеров в день. Тогда же во время одного из популярных телевизионных шоу Крок продал миллиардный гамбургер. В 1965 году в США было открыто более 700 ресторанов, у сети появился всеми узнаваемый символ – клоун Рональд Макдональд. Правда, в Японии он известен как «Дональд Макдональд». Это связано с тем, что японцам довольно сложно выговорить букву «р».
На сегодняшний день в мире под брендом «McDonald’s» работает более 31 000 ресторанов в 120 странах. При этом в ассортименте присутствуют как классические блюда (гамбургер, картофель фри, чизбургер), так и характерные для каждой страны. Например, в Германии и Испании в меню можно встретить пиво, а в Гонконге есть специфические рисовые бургеры.
В России первый «McDonald’s» открылся в 1990 году. В первый день работы ресторан на Пушкинской площади в Москве обслужил более 30 тысяч посетителей, установив мировой рекорд первого рабочего дня в истории «McDonald’s». Ранее мировой рекорд принадлежал будапештскому ресторану - 9 тысяч 100 посетителей.
В январе 2010 года компания «McDonald’s» объявила о назначении нового президента. Им стал Дон Томпсон (Don Thompson), ранее возглавлявший одно из подразделений сети. Свою карьеру в «McDonald’s» 46-летний Томпсон начал еще в 1990 году с позиции инженера-электротехника, сообщает издание The New York Times.
Поклонники и критики
Поклонников «McDonald's» можно встретить не только среди обычных посетителей, но и в рядах персонала. Так, в прошлом году один из сотрудников «McDonald's» отметил, пожалуй, самый необычный юбилей. 68-летний Леонард Ромберг (Leonard Rhomberg) проработал в популярной сети 50 лет, сообщает «АВС».
Однако помимо отчаянных работников и любителей «перекусить на ходу», у популярного «фастфуда» есть и противники. В 2008 году Пол Маккартни призвал своих фанатов бойкотировать закусочные известной сети. Дело в том, что в Ливерпуле в одном из ресторанов «McDonald's» были размещены портреты бывших участников культовой группы «The Beatles», в том числе и самого Маккартни, для привлечения покупателей.
Впрочем, претензии к «McDonald's» предъявляли по самым разным причинам и во многих странах, больше всего – в США. В 2008 году американец Филип Шерман подал в суд на «McDonald's», требуя 3 миллиона долларов за то, что изображения его обнаженной жены появились в Интернете после того, как он оставил свой мобильный телефон с фотографиями в одном из заведений «фастфуда».
Нельзя не вспомнить и самый громкий судебный процесс, получивший название "Дело о кофе McDonald's". Он разгорелся в феврале 1994 года, после того как 79-летняя американка Стелла Либек получила ожог третьей степени от горячего кофе. Компания компенсировала ущерб, выплатив 640 тысяч долларов. Именно после этого случая на стаканчиках появились надписи об опасности горячего кофе, сообщает Интернет-издание newsru.com.
В России на популярную сеть также поступал ряд жалоб. Например, в мае 2004 года москвичка Ольга Кузнецова подала в суд после того, как получила ожоги от опрокинутого на себя кофе. Женщина просила взыскать с ресторана в качестве моральной компенсации 900 тысяч рублей. Но дело так и не довели до конца: в ноябре 2006 года суд прекратил производство по иску Кузнецовой.
В 2003 году семья из американского штата Флорида подала в суд, заявив, что булочка из «McDonald's» разрушила их семейный очаг. Истцы уверяли, что в одном из ресторанов им была продана булочка, которая "повредила зубы главы семейства, что, в свою очередь, нарушило покой и семейное счастье его супруги".
В 2004 году в прокат вышел фильм «Такой огромный я» («Super Size Me»), снятый жителем Лос-Анджелеса Морганом Спарлоком (Morgan Spurlock) на собственные средства. В течение месяца Спарлок регулярно питался в «McDonald's», в результате чего сильно прибавил в весе. Картина имела огромный успех в США и других странах. Правда, австралийское отделение «McDonald's», опасаясь за репутацию компании, выступило с критикой в адрес Спарлока, пишет sostav.ru.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников