В конце 80-х – начале 90-х в России стали осваивать западные педагогические системы. По одной из них – педагогике Монтессори – в разных городах страны сегодня работают десятки центров. Об основных принципах системы в интервью РИА Новости рассказал директор «Центра педагогики Монтессори» Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доктор педагогических наук Константин Сумнительный.
- Константин Евгеньевич, почему Монтессори-педагогика стала столь популярной в России?
- К моменту ее появления у нас сложилось острое недовольство советской школой - мы почувствовали, как уперлись в тупик. Тогда казалось: западные педагогики, в том числе альтернативные – Монтессори, Френе, Штайнера, – это то, что нам надо, они направлены на развитие независимости ребенка (в зарождавшемся тогда демократическом обществе это была крайне важная ценность) и способны гуманизировать образовательный процесс, поскольку в центре внимания в них ребенок, а не учитель.
- На чем основана эта система?
- На естественной потребности ребенка в развитии: он любопытен к тому, что его окружает. От других педагогических систем педагогику Монтессори отличает наличие подготовленной среды, стимулирующей познавательную активность ребенка с учетом его потенциала и темпа постижения нового. В распоряжении детей многочисленные и разнообразные материалы. Часть из них разработала Монтессори, другие органично вошли в ее систему. Например, подвижный алфавит. Все эти материалы от внешне простых до самых сложных, раскрывающих законы математики и языка, имеют как прямые, так и косвенные цели. Чему-то ребенок учится непосредственно, чему-то опосредовано: манипулируя цилиндрами, он тренирует визуальные ощущения, но при этом готовит руку к письму. А «золотой материал» из бусинок, стержней, кубов на сенсорном опыте раскрывает перед ним мир математики.
- Как организованы группы?
- Они разновозрастные (до 3 лет, 3–6 и 6–12 лет). Форма занятий свободная. Учитель работает с каждым ребенком один на один – если это дошкольник, и с небольшой группой (2-3 ребенка) постарше, помогая детям освоить то, к чему они уже готовы.
- Монтессори начала работать с детьми с ограниченными возможностями. Почему ее система применима к здоровым детям?
- После того как на Олимпиаде в 1900 году ее ребята обогнали по письму и чтению здоровых детей, она поняла: здоровых учат как-то не так, после чего вся ее работа была связана со здоровыми детьми.
- Педагогика Монтессори дошкольная. Как же дети адаптируются в обычной школе?
- В этом есть сложность: наши дети потом говорят – им скучно, даже в продвинутых классах. Но я не вижу в том ничего страшного, ведь в любом случае существует разрыв между детским садом, начальной и средней школой.
- Где обучаются педагоги, чтобы работать по методу Монтессори?
- На курсах в России либо за рубежом. Подготовка таких педагогов – одна из острых проблем, возникающая во всех странах, которые начинают культивировать Монтессори-педагогику. Дидактический материал для нее производится сейчас промышленно. Производители заинтересованы в его продаже и сами пытаются организовать курсы подготовки учителей, часто в ущерб результату. С этим связано появление неквалифицированных педагогов и неправильно организованных групп. Есть среди организаторов курсов и наши ученики, хотя в их дипломах значится, что они могут работать с детьми, но не должны преподавать взрослым.
- Может ли педагогика Монтессори получить более широкое распространение в России?
- Мне кажется, наше образовательное пространство сейчас закрывается. И прежде всего, для альтернативных педагогик. Боюсь, что потихоньку Монтессори-педагогика будет уходить в частное образование. И в любом случае она не станет у нас массовой, так как достаточно дорогая. Только дидактический материал для одной дошкольной группы стоит около 300 тысяч рублей. Кроме того, наше образование ориентировано не на ребенка и даже не на учителя, а на программу. У Монтессори программу задает ребенок. Каждый свою. Чтобы работать по методике Монтессори, педагогам приходится многое в себе ломать. Здесь дети не сидят за партами, каждый делает что-то свое, с каждым педагог должен работать. Это сложнее, чем просто провести урок.
- На что стоит обращать внимание при выборе Монтессори-центра?
- На то, где и сколько времени учились педагоги: двухнедельных курсов для этого недостаточно. Оценить атмосферу. Педагогика Монтессори – в самой развивающей среде, и важно, чтобы атмосфера в классе была спокойная, добрая. А главное - родители должны понимать, зачем они ведут детей в эту группу. Часто можно услышать, что Монтессори-педагогика – это где быстро и хорошо учат. Это не так. Ранее овладение чтением и счетом – скорее приложение, следствие развития способностей ребенка, его самостоятельности, уверенности в себе. Если родители хотят, чтобы ребенок научился чему-то ударными темпами, лучше пусть изберут другую методику.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости