Рейтинг@Mail.ru
"Рухнама" Туркменбаши: прочесть трижды и попасть в рай - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Рухнама" Туркменбаши: прочесть трижды и попасть в рай

Читать ria.ru в
Дзен
"Рухнама" - главное философское исследование Сапармурата Ниязова. Книга изучается в школах и вузах как отдельный предмет. За пять лет она была переведена на 30 языков мира, в том числе на русский, китайский, английский, турецкий, японский, персидский и даже на язык зулусов.

"Рухнама", в переводе на русский "Духовность" - главное философско-историческое исследование Сапармурата Ниязова. Книга, которая была издана в 2001 году, изучается в школах и вузах как отдельный предмет, а ее знание является обязательным при профессиональной аттестации во всех учреждениях и организациях Туркмении. За пять лет она была переведена на 30 языков мира, в том числе на русский, китайский, английский, турецкий, японский, персидский и даже на язык зулусов. Общий тираж "Рухнамы" в прошлом году превысил миллион экземпляров.

"Мы призываем в помощь Рухнама, чтобы стать хозяином себе, чтобы научиться управлять собой. Рухнама дополнит наш положительный исторический опыт, станет насущным наследием для грядущих поколений туркмен! Но еще раз повторяю: мы должны поставить своей целью познание своей природы, своего духа, своего характера. Нам необходимо сохранить все лучшее в себе, отказаться от наносного, вредного, научиться принимать новое с умом и достоинством", - так характеризует свою книгу Туркменбаши.

"Рухнама - главная книга туркменского народа, книга-путеводитель. Она подводит итог исторической деятельности туркмен, рассказывает о складе их ума, привычках, традициях, обычаях, желаниях и намерениях туркменского народа. И если одна часть книги рассказывает о глубинном прошлом народа, не тронутом взором науки, то другая ее часть - наше будущее! Одна часть Рухнама - Небо, другая - Земля!"

""Рухнама" это не книга в обычном понимании данного слова", - считает журналист Магомед Ибрагимов, президент Дагестанской Региональной общественной организации "Мухтасибат" (Справедливость), которого Интернет-газета Turkmenistan.ru характеризует как независимого эксперта.

"Здесь история сочетается с философией, этнология и филология - с социологией и психологией, обычаи, традиции и религия - с литературой, легендами и преданиями - и все это в гармоничном переплетении скреплено беспредельной любовью к Отечеству и Народу".

Книга Рухнама Туркменбаши в 2004 году издал второй том "Рухнамы", в котором содержатся наказы и заветы настоящим и грядущим поколениям страны. Помимо этого, после завершения книги, Сапармурат Ниязов отмечал, что когда он закончил писать первую и вторую книги, "попросил Аллаха о том, чтобы тот, кто сможет эту книгу прочитать трижды, у себя дома, вслух, час на рассвете, час вечером - чтобы он сразу попадал в рай". "Тот, кто трижды прочтет "Рухнаму", станет умным, поймет природу, законы, человеческие ценности. И после этого он попадет прямо в рай", - сказал как-то Ниязов.

Книга затрагивает все сферы жизни человека, содержит как исторические экскурсы, так и легенды. Несмотря на то, что обращена он к туркменам, как отмечает независимый эксперт Магомед Ибрагимов, можно отнести все эти "заповеди" и к человеку любой другой национальности.

Помимо прописных истин, известных каждому человеку, "Рухнама" содержит ряд высказываний, относящихся к исключительному взгляду на мир, возможно чуждому и непонятному для западного человека.

Десять цитат из книги "Рухнама":

 

1. О себе и семье:

"Перед моими глазами оживают образы самых дорогих мне людей - моих родителей. Я вижу их молодыми, красивыми, одухотворенными. Я слышу их напутствие:

- Сынок, Господь возложил пророческие обязанности на четырех великих туркменских мужей - Огуз хана туркмена, Горкут ата, Гёроглы, Махтумкули. Сегодня Всевышний переложил эту ношу на твои плечи. Пронеси ее, не согнувшись, сделай так, чтобы народ зажил счастливо, укажи ему правильный путь!"

2. О происхождении туркмен:

"Даровав туркменам священное право умножаться числом, великий Аллах наделил их двумя неотъемлемыми чертами: ВДОХНОВЕНИЕМ и ЦЕЛЬНОСТЬЮ. Озаряя светом их души, он зажег светоч РАЗУМА в их сознании. Соответственно и нарек своё творение ТЮРК ИМАН (родом из света). Так в мире появились туркмены".

3. О туркменском государстве:

"Факт возникновения нового государства туркмен не только не случаен, он обусловлен всем ходом их истории, берущей начало в глубокой древности и устремленной в будущее. Эта взаимосвязь породила новое качественное содержание туркменской государственности, выявив ее три основных отличительных признака: национальную независимость, постоянный нейтралитет и Рухнама".

4. Об истории Туркмении:

С отчаянием, наворачивающим на мои глаза слезы, я говорю себе: "Эх, если бы не проклятая орда Чингисхана!.. Если бы она не пронеслась вихрем, сметая и уничтожая все на своем пути, над многотысячным Куняургенчем, Мару-Шаху-Джаханом, Шахрисламом, Абивердом, Амулом, Земми, Дехистаном... Если бы она прошла в стороне от Огузбоя (Узбоя), на который, словно жемчужины на нитку, были нанизаны города и села... Если бы не были уничтожены, сожжены великолепные библиотеки с тысячами книг... Эх, каким бы могущественным был бы сейчас Туркменистан, какая бы у него была слава в мире!"

5. О вкладе туркмен в мировую цивилизацию:

Взявшись за Рухнама, я задался целью передать свое глубокое убеждение в том, что мой народ, прославившийся в самом начале своей истории, но переживший упадок в последние семь-восемь веков, хоть и не многочисленен, но не мал, и хотя у него нет места среди великих, тем не менее, он, как и народ Великобритании, как великие индийский и китайский народы оставил в истории мира выдающийся след, внес неповторимый вклад в развитие человеческой цивилизации.

Туркменский народ дал миру: чистокровных туркменских скакунов, редкие по красоте туркменские ковры, неповторимые по изяществу национальные украшения, самобытные национальные наряды, чистую белую пшеницу, овец сарыджинской породы.

6. Взгляд на общество:

"Туркмены делят людей на три типа. Первый тип - это хакайыл . У этих людей небесный разум от Бога (Бог - хак). У Махтумкули есть такая строка: "Не достигнув сорока созрел бы человек". Созреть - значит обрести способность к постижению мира. Люди типа хакайыл рано созревают, их провидческий взгляд охватывает прошлое и видит будущее.

Второй тип - ханайыл. Эти люди обладают земным разумом, они на голову выше обычных людей, из них получаются лидеры и предводители.

Третий тип - хамайыл. Это обычные люди, они видят только этот бренный мир и живут заботами о себе и о своих детях. Они лишены способности видеть далеко, им нужен поводырь по жизни."

7. Отцы и дети:

У каждого возраста свои особенности. По-разному, в зависимости от прожитых лет, сын думает об отце:

В пять лет: "Мой папа все знает".

В десять лет: "Папа много знает".

В пятнадцать лет: "И я знаю много, как папа".

В двадцать лет: "Честно говоря, отец ничего не знает".

В тридцать лет: "А все-таки отец кое-что знает".

В сорок лет: "Хорошо бы обсудить этот вопрос с отцом".

В пятьдесят лет: "Отец знает все".

В шестьдесят лет: "Эх, если бы отец был жив, я бы смог посоветоваться с ним. Надо было беречь его, носить на руках".

8. Об отношении к женщине:

Пророк Нух прививал своим сородичам особое чувство вкуса и меры, что нашло зримое воплощение в одежде туркмен. Из соображений красоты и удобства он приказал одеть всех женщин - и молодых, и старых - в длинные, просторные платья, волосы повязать платками. Но лица велел оставить открытыми. "Лица тюрк иманов созданы из света Великого Аллаха. Поэтому на них всегда должны падать лучи светила Всемогущего Творца - Солнца. Никогда не бейте детей и жен по лицу", - завещал Нух. Зато он велел закрыть женщинам рты. Этот наказ перешел в традицию носить яшмак. Девушкам было велено при виде мужчины прикрывать рукавом глаза, если же они слышали бранные слова, должны были прикусить рукав.

9. О человеке:

Истинный человек начинается с раскрытия себя, способности познать свой внутренний мир. Легче понимать других, себя оценивать намного труднее. Не зря наши мудрые предки говорили: "Постигший себя - провидец!".

10. Из стихов Сапармурата Туркменбаши Великого:

Туркмен.

О молодец добрый и сильный, вдумайся, мудрость яви,
Туркмена великим туркменом сделает только туркмен.
Былое окинь своим взором, завтрашний день позови,
Туркмена великим туркменом сделает только туркмен.

Сын льва это есть сын туркмена, львенок становится львом,
Презрение вызовет робость наша во стане чужом,
Победа сопутствовать будет тем, кто прославлен добром,
Туркмена великим туркменом сделает только туркмен.

Всему,что прекрасно и ново, ты провозвестником будь,
Восторженно миру являя святотуркменскую суть,
И станет дорогой Вселенной взятый туркменами путь,
Туркмена великим туркменом сделает только туркмен.

Фраги и Горкута старайся мудрой душой возлюбить,
Ты будь Алп-Арсланом, Тогрулом, чтобы врагу возразить,
Не быть в самой гуще событий - лишь Огуз хана злобить,
Туркмена великим туркменом сделает только туркмен.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала