Рейтинг@Mail.ru
Ясир Арафат - эра в истории Палестины - РИА Новости, 06.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ясир Арафат - эра в истории Палестины

Читать ria.ru в
Дзен
Смерть председателя Палестинской национальной администрации Ясира Арафата положила конец целой эре в истории палестинского народа. С тех пор как 56 лет назад Арафат впервые взял в руки оружие в борьбе с "заклятым врагом" - Израилем, он прошел непростой путь от участия в антиизраильских боевых операциях до рукопожатия с израильским премьер-министром.
Ратмир Орестов

ТЕЛЬ-АВИВ, 11 ноя - РИА "Новости". Смерть председателя Палестинской национальной администрации Ясира Арафата положила конец целой эре в истории палестинского народа. С тех пор как 56 лет назад Арафат впервые взял в руки оружие в борьбе с "заклятым врагом" - Израилем, он прошел непростой путь от участия в антиизраильских боевых операциях до рукопожатия с израильским премьер-министром.

При всей противоречивости личности Арафата и полярности взглядов на его политическое наследие никто не отрицает, что в течение почти пяти десятилетий он был знаковой фигурой, не просто лидером, но и символом стремления палестинцев к собственной государственности. Трехдневная щетина на лице Арафата и клетчатый платок, уложенный на голове в форме карты Палестины, еще многие годы будет прочно ассоциироваться с Ближним Востоком и его неспокойной историей.

Мухаммед Абдель Рауф Арафат аль-Кудва аль-Хусейни родился в 1929 году в семье богатого торговца и землевладельца из Газы. О точной дате и месте рождения Арафата имеются противоречивые сведения. Официальные документы говорят, что он появился на свет 24 августа 1929 года в Каире, но сам палестинский лидер утверждал, что родился 4 августа в Иерусалиме. Объясняется это несоответствие довольно просто. За два года до рождения сына отец Арафата - Абдель Рауф с семьей переселился из Газы в Египет, где успешно вел торговые дела. Даже если Ясир действительно родился в Иерусалиме, в доме матери, то зарегистрировать его родители предпочли в Каире, чтобы дать сыну возможность беспрепятственно получить в Египте хорошее образование, работу и, возможно, сделать военную карьеру.

Мать Арафата - Захва Абу Сауд аль-Хусейни называла сына Ясир, что по-арабски значит "легкий", "незначительный", - видимо, из-за некрупных габаритов ребенка. Этой тихой женщине, происходившей из знатного, религиозного иерусалимского рода, восходящего корнями к самому пророку Мухаммеду, было не суждено узнать, сколькими титулами окажется наделен ее шестой ребенок - она умерла, когда ему было всего четыре года. Под именем Ясир Арафат мальчик станет лидером палестинского народа, председателем Исполкома Организации освобождения Палестины, главой ведущей военно-политической силы палестинской революции - движения ФАТХ, главнокомандующим палестинскими вооруженными силами, руководителем Палестинской национальной администрации, президентом Государства Палестина.

Об отце Арафат вспоминал крайне редко. После смерти Захвы Абдель Рауф женился еще дважды и вообще был далек от детей. Ясир Арафат даже не присутствовал на его похоронах в 1952 году. Когда Ясиру исполнилось пять лет, отец отправил его и родившегося за год до этого Фатхи жить к брату покойной супруги в Иерусалим.

В доме Салима Абу Сауда часто собирались представители местных националистических кругов и обсуждали пути освобождения Палестины от британского владычества. Одним из первых воспоминаний детства семилетнего Ясира стала облава, которую устроили английские солдаты. Они ворвались в дом дяди, переломали мебель, избили и арестовали всех собравшихся. Правда, детей не тронули.

Спустя шесть лет отец вызвал братьев в Каир, бывший в годы Второй мировой войны центром высокой политической активности, ареной формирования арабских патриотических и националистических взглядов. Уже в 17 лет Ясир участвовал в нелегальной доставке оружия в Палестину для борьбы как с англичанами, так и с добивавшимися своей государственности евреями.

1948 год стал для юноши началом вооруженной борьбы, которой он посвятил многие годы жизни. Неожиданное поражение арабских стран в первой войне с израильтянами оставило в сознании Арафата глубокий след. Живя в Газе среди собственного народа, он осознал, что палестинцы должны взять дело освобождения своей земли в собственные руки, не особенно надеясь на помощь плохо организованных и порой конкурирующих между собой "арабских братьев".

21-летний Арафат вернулся в Каир, чтобы продолжить учебу на инженерном факультете местного университета. Студенческое сообщество в аграрном и малообразованном Египте в то время было средоточием самых передовых, подчас радикальных идей и взглядов. В 1952 году, сразу после провозглашения независимости Египта Арафат получил свою первую руководящую должность - председателя Союза палестинских студентов.

Энергичный и целеустремленный молодой человек много времени уделял политической деятельности, осваивал военное дело. Наверное, поэтому учеба в Каирском университете затянулась на восемь лет вместо трех. Сдав экзамен на звание лейтенанта египетской армии, чему способствовала регистрация его рождения в Каире, в 1956 году Арафат участвовал в отражении натиска англо-французско-израильских сил на национализированный президентом Насером Суэцкий канал. Палестинский офицер командовал отрядом подрывников, состоящим из его соотечественников.

Через год, имея диплом инженера в кармане и немалый боевой опыт, Ясир переехал в Кувейт, где вместе с палестинскими партнерами создал несколько строительных компаний. "В те годы я не был миллионером, но был богат", - вспоминал в частных беседах Арафат.

Однако не предпринимательство стало главной целью его жизни и деятельности в палестинской общине Кувейта. Ясир Арафат возглавил небольшую группу, которая в 1959 году стала известна как организация ФАТХ.

Первоначально группа называлась "Движение за освобождение Палестины", но аббревиатура этого названия - ХАТФ - слишком напоминала арабское слово "поражение", "провал". Было решено переставить первые буквы местами. Так возник ФАТХ, что по-арабски означает "завоевание" или "победа". У лидера движения тоже появилось боевое имя - Абу Аммар ("Созидатель", "Дарующий долголетие").

Со временем организация Арафата окрепла и разрослась. Оставив строительный бизнес на попечение партнеров, новоиспеченный лидер в 1964 году отправился в Иорданию, чтобы возглавить партизанскую войну против Израиля. В этом же году Лига арабских государств создала Организацию освобождения Палестины, призванную объединить разрозненные палестинские группы под единым лозунгом "борьбы с сионистскими оккупантами". Отчасти это решение ЛАГ было направлено против растущих популярности и влияния ФАТХ в палестинском обществе.

Поражение арабов в "шестидневной войне" 1967 года укрепило Арафата в мысли, что палестинцы должны вести "собственную войну" против Израиля. Сил придавали несколько впечатляющих побед, одержанных боевиками ФАТХ над израильскими войсками в предшествовавшие годы. Лозунг "Не арабское единство - путь к Палестине, а Палестина - путь к арабскому единству" стал определяющим в стратегических замыслах Арафата. К 1969 году, когда Национальный совет Палестины (парламент в изгнании) провозгласил его председателем Исполкома ООП, а затем и главнокомандующим силами палестинской революции, Арафат уже был фигурой мирового значения. Под его руководством ООП превратилась из послушного орудия ЛАГ в независимую националистическую организацию со штаб-квартирой в Иордании.

На территории Хашимитского королевства возникло своего рода палестинское мини-государство. ООП располагала собственными вооруженными силами, административной структурой, тренировочными базами, общественной опорой служили густонаселенные лагеря беженцев. Из Иордании палестинцы совершали партизанские вылазки против Израиля. Обеспокоенный таким поворотом событий и не желавший делить с кем-либо власть в собственной монархии король Хусейн изгнал ООП из страны. Не обошлось без применения военной силы.

Сохранив основные силы своей организации, Абу Аммар обосновался в Ливане, где возродил палестинское "государство". Покинуть эту страну, разоренную гражданской войной, в которой активно участвовали и палестинские отряды, пришлось в результате израильского вторжения 1982 года. На этот раз на 12 лет убежищем для ООП и ее разветвленных структур стал Тунис.

Все эти годы Арафат не сидел на месте. Его жизнь в то время проходила в нескончаемых поездках по миру с целью мобилизовать международную поддержку палестинскому делу. Помогла вспыхнувшая в Палестине массоваяинтифада (восстание) - она привлекла внимание мировой общественности к страданиям палестинцев, народа, не имеющего собственной страны.

Как известно, популярность любого лидера не только обеспечивает ему друзей, но и наживает врагов. Арафат пережил несколько покушений на свою жизнь. В 1985-м, когда штаб-квартира в Тунисе была уничтожена израильской авиацией, лидер организации остался жив только благодаря выработанной привычке не оставаться в одном месте две ночи подряд. Да и в 1982 году, как признают израильские военные, снайперы не раз держали головной платок Арафата в перекрестии своих прицелов. Команды открыть огонь так и не поступило. Причина этого, видимо, еще надолго останется одной из загадок ближневосточной политики.

Некоторые соратники уверены, что Арафата бережет сам Аллах или, по меньшей мере, ангел-хранитель. Чем иначе объяснить, как он чудом уцелел в авиакатастрофе в 1992 году. Самолет упал в Ливийской пустыне, где Арафат и несколько товарищей провели почти сутки без еды и питья, согревая друг друга и отгоняя диких зверей. Правда, на помощь пришел не ангел, а израильский радиолюбитель, услышавший сигналы о помощи и сообщивший об этом руководству ООП.

"В те часы у меня были два видения, - вспоминал о крушении Арафат. - Сначала я увидел уже погибших братьев по борьбе, а потом - мечеть Аль-Акса. Тогда я понял, что останусь в живых и буду молиться в Иерусалиме".

Поняв на определенном этапе, что вечные скитания по миру не приближают, а удаляют торжество палестинской революции, Арафат решился на драматический шаг. 1988 год, Женева. Соединенные Штаты отказались выдать главе ООП въездную визу, поэтому специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН проходит в Швейцарии. Выступая с трибуны перед послами почти всех государств планеты, Ясир Арафат во всеуслышание отвергает терроризм как метод борьбы и признает "право жить в мире и безопасности за всеми участниками ближневосточного конфликта, включая Палестину, Израиль и соседние страны".

Перспективы урегулирования палестино-израильской вражды казались близкими как никогда. Выступление Арафата и посредничество крупнейших мировых держав проложило путь к соглашениям Осло 1993 года. После подписания "Декларации о принципах" с Израилем провозглашенный в 1989 году президентом несуществующего Государства Палестина Ясир Арафат впервые пожал руку израильскому премьер-министру. Уже через месяц глава ООП стал председателем Палестинской национальной администрации на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Еще через год ему, израильскому премьеру Ицхаку Рабину и третьему участнику двусторонних переговоров Шимону Пересу присудили Нобелевскую премию мира.

Борьба и политическая работа до сих пор отнимали у Арафата почти все время. По крайней мере, его личная жизнь всегда оставалась "за кадром". Только иногда приближенные Абу Аммара позволяли себе поведать собеседникам о некоторых привычках своего лидера.

Судя по этим рассказам, Арафат не занимался спортом, не читал книг, не слушал музыки. До того, как израильские войска три с половиной года назад блокировали его в резиденции "Муката" в городе Рамаллах на Западном берегу, он не пользовался свободой передвижения, чтобы посещать музеи и театры. Только во время полетов на самолетах любил коротать время просмотром мультфильмов. В еде Арафат был неприхотлив. Бульон, рис, овощи, на десерт - халва с чаем. Табак и алкоголь были нежеланными "гостями" в его доме.

Аскетический образ жизни, частые перемещения долго не давали возможности обзавестись семьей. "Моя жена - палестинская революция", - отшучивался Арафат. Лишь в возрасте 60 лет он оформил брак со своей советницей по экономическим вопросам 25-летней Сухой Тауиль. Но и в этом случае Абу Аммар остался верен конспиративным принципам - о его женитьбе стало известно лишь спустя почти три года. Ради любви к мужу православная христианка Суха согласилась принять ислам.

Однако вездесущие журналисты добыли информацию о том, что Арафат уже имел одну жену, хотя и не зарегистрировал с ней брак.Наджла Ясин, знавшая Арафата по совместной работе в ФАТХ с 1966 года, рассказала о своих отношениях с ним израильской газете "Гаарец". "Мы были долгие годы неразлучны. Абу Аммар доверял мне все свои тайны. Я была единственной, кто по-настоящему понимал его", - поведала Наджла. Они расстались в 1985 году по настоянию окружения Арафата, испугавшегося, что жена помешает ему руководить палестинской борьбой.

Девять лет назад у Ясира и Сухи Арафат родилась дочь Захва, названная в честь матери Абу Аммара.

Сразу после блокирования "Мукаты" израильскими войсками в декабре 2001 года Суха с дочерью переехала в арендованный дом в Париже. У Арафата никогда не было собственной недвижимости, да и гардероб составляли несколько полувоенных френчей и неизменный платок - куфия.

Поговаривают, что на банковский счет жены в столицу Франции, как и на тайные счета в Швейцарии глава ПНА регулярно переводил крупные суммы денег. Кто-то убежден в том, что Арафат запускал руку в казну Палестинской автономии, нажив на этом несколько миллиардов долларов, другие решительно опровергают эти слухи. В любом случае, жизнеописание такой личности, как Абу Аммар, не могло не обрасти легендами. Утверждали же в свое время некоторые журналисты, что "докопались" до еврейских корней Арафата. А сбежавший на Запад глава румынской разведки Михай Пацепа сообщил в своих воспоминаниях "достоверно известные ему сведения" о том, как Арафат в 60-х годах "проходил курс подготовки в секретной школе КГБ в Балашихе". Ходили разговоры и о том, что палестинскому лидеру принадлежит одна из крупнейших латиноамериканских фирм по производству и экспорту бананов, что приносит ему немалый доход.

Крупным просчетом в политике Арафата многие считают отказ от предложенного ему американской администрацией в 2000 году контроля над значительной частью палестинских земель в обмен на окончательный мир с Израилем. Действуя по принципу "все или ничего", палестинский лидер потребовал возвращения всех оккупированных в 1967 году территорийи провозглашения Иерусалима столицей Палестины. Переговорный процесс был сорван, а спустя три месяца в Палестине вспыхнула новая интифада и возобновились теракты против израильтян.

"Величайшей ошибкой Арафата было возвращение к террору, а величайшим достижением - усилия, направленные на достижение мира", - суммировал итоги жизненного пути лидера палестинцев Шимон Перес.

Некоторые специалисты по проблемам региона утверждают, что в свое время Арафат был единственным палестинским деятелем, с которым можно было вести вразумительный диалог. Однако в последние годы руководство Израиля и США считало Арафата виновным в возросшей напряженности, неспособности обуздать силы террора и срыве мирного процесса. Израильские власти утверждали, что с палестинской стороны нет достойного партнера для переговоров. Называя Арафата "главным препятствием на пути к миру", многие израильские политики высказывались за его депортацию и даже физическую ликвидацию.

Жизнь распорядилась иначе. 75-летний Ясир Арафат, заявлявший, что хочет умереть мучеником, скончался в больничной палате от кровоизлияния в мозг. На место бессменного лидера в палестинском руководстве претендуют политики, известные умеренными взглядами и готовностью к компромиссам. Есть основания полагать, что Израиль пойдет им навстречу, и мир в конце концов воцарится на ближневосточной земле.

Для кого-то Ясир Арафат останется в памяти как "террорист N1". Но палестинцы будут вспоминать о нем иначе: для них он всегда будет первым президентом пока еще несуществующего Государства Палестина.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала