Ольга Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
В новую ностальгическую инициативу латышского руководства по открытию Музея советского режима вы, пожалуй, не поверите, а напрасно. 7 апреля 2016 года на страницах свободной прессы, демократического радио и телевидения Латвии — члена ЕС — было официально сообщено именно об этом, но другими словами.
Именно с этого дня на территории беспредельно западной страны, ориентирующейся и живущей исключительно западными ценностями — свободы, демократии, однобокого плюрализма мнений и безработицы, — начинается тотальный запрет ретрансляции российского телеканала "Россия-РТР" и ресурса Sputnik Латвия, якобы угрожающих безопасности и целостности Латвии.
Но этого оказалось мало, как мы видим. Миролюбивое и кроткое руководство страны перепробовало уже, казалось, все меры уговаривания и увещевания местных жителей.
Сделали им противороссийские (дез)информационные прививки, сократили донельзя преподавание русского языка в школах, оставили русских граждан без паспортов и на всякий случай — без избирательного права, но и этого оказалось мало.
Около 80% населения страны (и говорящего по-латышски в том числе) смотрело и слушало "Россию-РТР", тем самым индоктринируясь "разрушительной российской пропагандой". На сознание молодой европейской страны оказывалось губительное влияние. Так утверждает озабоченное информационной чистотой латвийских мозгов руководство ведомства, принявшего такой "советский" запрет.
Запрещая ретрансляцию российских телеканалов, латвийские власти воспроизводят атмосферу советских времен, когда накладывались повязки молчания на рты тех, кто хотел говорить свободно, когда серьёзными сроками заканчивалось инакомыслие, изымалась запрещённая антисоветская литература.
Об этом мне ещё удалось сказать 8 апреля в эфире программы "Разворот" на радио Baltkom. "Может быть, власти Латвии хотят создать Музей советского режима? Если они с такой идеей выступают, это интересно, можно было бы поддержать даже как проект ЮНЕСКО. Если же это происходит из каких-то внутренних соображений, то в XXI веке использовать такие методы в европейской стране — недостойно", — сказала я в прямом эфире, предъявив визитную карточку с логотипом МИА "Россия сегодня" и с нескрываемым удовольствием напомнив, что генеральным директором агентства является Дмитрий Киселёв.
Такие меры очевидно контрпродуктивны, а страна, использующая такие методы, выглядит, мягко говоря, недостойно. Если события в этой стране будут развиваться и дальше по этому сценарию, то я не удивлюсь её превращению в изолированный от всего современного мира остров Латвия.
Это неминуемо, если перекрывать населению возможности многоуровневой, сравнительной, так сказать, информации. Если давить в этом направлении и дальше. Запретные плоды, как известно, вызывают повышенный интерес, который и провоцирует инакомыслие и революционные настроения.
Не надо забывать: мы находимся в преддверии 100-летней годовщины Великой Октябрьской революции, которую будут отмечать, я думаю, не только в России, но и в Латвии в том числе. В отличие от Латвии, Россия являет прямо противоположный пример свободы слова и печати, чем я немало горжусь.
Я бы рассказала о новых, свободных традициях, с юмором воспринимаемых жителями латышской столицы, когда практически каждую субботу в Ригу по нижайшим тарифам (9 евро!) приезжает несметное количество молодёжи из Британии. И она развлекается по-своему: на пари, например, может справить малую нужду у памятника "Свобода" на глазах у ошарашенной публики. Со временем у монумента поставили охрану, "озорников" стали штрафовать на целых 200 лат, которые те и оплачивали. При этом от участников пари они получали выигранные 1000 лат. Вот это западная культура, вот это свобода действий и самовыражения!
Можно было бы ещё рассказать о закрытии русских библиотек, когда на улицы вываливались десятки тысяч книг советских и русских писателей. Но население реагирует на такие выбросы нестандартно: люди с радостью и энтузиазмом разбирают "ненужные и невостребованные" книги, повергая в недоумение руководство разных ведомств, которые следят за помыслами гражданского населения.
Замечательно то, что во всех этих ведомствах, на всех без исключения уровнях синекурно "трудится" клановое чиновничество, грудью защищая свои прекрасно оплачиваемые из тощего бюджета места. Они, эти чиновники, и принимают, мягко говоря, нетрадиционные решения по вопросам культуры, по проблемам обороны, по темам образования и языка.
Это они придумали умопомрачительные языковые импортозаместители (свобода от советского оккупационного режима!), как, например: вместо русского (?!) слова "компьютер" был вброшен исконно латышский термин "даторс" или вместо "светофор" — гордый несоветский термин "люксофор"!
Не являясь ни в коем случае сторонницей антизападного подхода к процессам, происходящим в огромном современном мире, хочу, тем не менее, твёрдо заявить следующее.
И антироссийские санкции, и цензура вместе с пещерной русофобией и демонизацией всего, что связано с феноменом России, наносят гигантский ущерб всему тому, что называется Свободой, Независимостью и Толерантностью. В больших и малых странах. В больших и малых делах.
И никак не вяжется образ красавицы Риги, входящей в десятку признанных европейских столиц арт-модерна, с теми дремучими решениями, за которые отвечает министерство внутренних дел этой прибалтийской державы (именно так объясняют удивлённым радиослушателям и телезрителям, кто и зачем закрывает российское ТВ в Латвии). То есть вопросы запрета на свободу информации и потери реноме страны решаются именно в этом "советском" органе, озабоченном созданием своеобразного мемориального Музея советского режима в Латвии.