Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
slide

Нобелевская премия по социологии-2015 была бы нашей

Член Зиновьевского клуба Алексей Панкин
Если бы у Нобелевской премии существовала номинация "Социология", то в этом году она была бы российской и наверняка вызвала бы в России не споры и сомнения, а прилив национальной гордости, считает член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня" Алексей Панкин.

Алексей Панкин, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"

Минувшим летом в горних высях западной общественно-политической мысли случилось событие экстраординарное. Моя простонародная бабушка невероятные происшествия подобного рода комментировала словами: "Теперь, должно быть, еще и помидоры в Антарктиде прорастут". Так что же стряслось?

Британский журнал London Review of Books ("Лондонское книжное обозрение"), один из главных законодателей интеллектуальной моды в англоязычном мире, опубликовал большой материал, посвященный современному советскому российскому ученому-обществоведу. И не в одном номере, а в двух подряд. Такого — вообще про кого бы то ни было — не упомнят даже ветераны-читатели с многолетним стажем. Причем посвящен материал не какому-нибудь ярому борцу с "кровавым режимом", что можно было бы списать на нынешнюю конъюнктуру, а вполне себе спокойному кабинетному исследователю. И написал о нем эссе сам Перри Андерсон, один из крупнейших современных макросоциологов, к тому же пользующийся репутацией "важнейшего интеллектуального эссеиста англоязычного мира после сэра Исайи Берлина".

"До сих пор в широких общественно-научных кругах Запада были известны два советских имени: Бахтин и Зиновьев. Теперь появилось третье", — написал мне принесший благую весть профессор Георгий Дерлугьян, наш соотечественник, много лет работающий за рубежами Родины.

А поскольку эти строки пишутся в разгар так называемой нобелевской недели, то я могу с полным основанием сказать: если бы у Нобелевской премии существовала номинация "Социология", то в этом году она была бы нашей. И, в отличие от некоторых наград в имеющихся номинациях, вызвала бы в России не споры и сомнения, а прилив национальной гордости.

Кто же этот герой, вознесший славу отечественного обществознания на мировые высоты? Рассказываю: Дмитрий Фурман, главный научный сотрудник Института Европы Российской академии наук, скончавшийся в 2011 году в возрасте 68 лет. Это был крупный ученый и подвижник-просветитель. Оглядывая его работу с некоторой временной дистанции, вообще поражаешься, как такое было под силу одному человеку.

Творчество Фурмана четко разбивается на две части. До перестройки и распада СССР он занимался сравнительным религиоведением — в социологическом, естественно, а не теологическом плане. Он изучал, как догматика ведущих мировых религий и конфессий — протестантизма и православия в христианстве, иудаизма, индуизма, конфуцианства — влияет на развитие и современность принявших их народов, обществ и государств. И это давало огромную базу для сравнения траекторий их сегодняшнего исторического движения.

Он первый после Вебера сказал новое слово в историко-материалистическом изучении религии, утверждает Перри Андерсон. Если учесть, что Макс Вебер, умерший в 1920 году, является одним из основоположников современной науки об обществе, подобная оценка равносильна причислению к лику великих.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда Советский Союз зашатался под ударами национализма, он принялся за изучение СССР. Результатом стал десяток монографий и множество фундаментальных статей, посвященных большинству бывших советских республик. Занимаясь Украиной, учил украинский, Молдавией — румынский, Азербайджаном — турецкий. В июле 2011 года неизлечимо больной Фурман поставил последнюю точку в монографии, посвященной Киргизии, и на следующий день умер. Лишь Грузия, Туркмения, Узбекистан и Таджикистан не успели стать для него предметом пристального исследования. Критерием сравнения постсоветских республик для него была степень приближения к "норме", каковой он считал демократию, а в ней главным — возможность сменяемости власти путем свободных выборов.

Таким образом, после него осталась и целостная картина мира, и масса сведений и наблюдений, позволяющих понять, что движет политическими и общественными процессами в окружающих нас республиках.

С творчеством Фурмана произошла парадоксальная вещь. Как человек громадной эрудиции и к тому же наделенный даром выражать свои мысли коротко, ясно и образно, он был востребованным колумнистом и актуальным комментатором и в прессе, и на радио и телевидении. А вот его фундаментальные труды остались незамеченными соотечественниками. Они — особенно в постсоветское время — выходили малыми тиражами. Да и карьеру в журналистике, политологии, политике стало возможно сделать, либо вообще не имея фундаментального образования, либо досконально изучив одну тему без понятия о том, как она сопрягается со смежными.

Здесь, наверное, уже можно ставить точку, привычно посетовав, что слава в очередной раз пришла к нашему соотечественнику из-за рубежа и посмертно. И поблагодарить на прощание Перри Андерсона за блистательное изложение на сотне страниц содержания десятков трудов, что дает нам точку входа в творчество Фурмана.

Но напоследок все-таки скажу о теме, которая особенно волновала его в последние годы жизни — теме переходного периода.

Начну с того, что Дмитрий Фурман, которого я близко знал лично, был по темпераменту весьма консервативным человеком. Он не любил перемен, потому что они нарушали — и далеко не всегда к лучшему — привычный строй жизни.

В годы перестройки он, не будучи марксистом по научным подходам, рассуждал о предпочтительности осуществления перемен на основе существующей идеологии. И одной из главных причин наших дальнейших бед считал то, что марксизм не осовременили, а выбросили на помойку. Что, кстати, роднит его с марксистом-реформатором Александром Зиновьевым. Вспомним, что в те годы, когда стало модным оплевывать советского прошлое и его идейное наследие, это была крайне непопулярная позиция.

Не был Фурман и "демократом" в принятом у нас смысле этого слова. Из всех деятелей многотысячелетней истории человечества, которые попадали в орбиту его внимания, на моей памяти эмоционально негативные оценки он позволял себе лишь относительно Бориса Николаевича Ельцина.

Ту систему, основы которой были заложены Ельциным в России после распада СССР, он называл "имитационной демократией". Иначе говоря, такой, в которой есть все признаки настоящей — свободная пресса, свобода совести, свобода передвижения, легальная оппозиция и т.п., — кроме одного, решающего: возможности смены власти на выборах. А подобного рода системы по определению неустойчивы, какими бы крепкими ни казались, и выход из них чаще бывает революционным, чем эволюционным. Свой вывод он подкреплял примерами разных стран и континентов.

Парадоксальным образом некоторые его представления о демократии убедительно критикует британец Перри Андерсон. Но давайте согласимся в одном: в нашем обществе есть ощущение, что мы живем в стеклянном доме. Просто одни — либералы и "демократы" — с легкостью необыкновенной швыряются в нем камнями. А многие консерваторы, напротив, пальцем боятся пошевелить, чтобы ненароком не обрушить конструкцию. Свои защитные меры разной степени разумности предпринимает власть.

Но сама проблематика ротации власти входит, скорее, в повестку дня либералов и иностранцев. А те находятся в состоянии постоянной ажитации. Вот почему тут хочется не полемизировать, а принять боксерскую стойку.

И в этом смысле второе пришествие Фурмана — уравновешенной личности и беспристрастного ученого — легитимизирует эту важную проблематику, вводя ее в рамки рационального обсуждения и поиска решений. Это подспорье и для нашего Зиновьевского клуба.

Зиновьевский клуб
Обсуждение
3 пользователя оставили 3 комментария
  • не была бы она вашей. а получили бы ее на троих светлана алексиевич, гинеколог и новая газета ))
    16:55
    13.10.2015
  • не была бы она вашей. а получили бы ее на троих светлана алексиевич, гинеколог и новая газета ))
    16:55
    13.10.2015
  • Не стоит так молиться на Нобелевку. Её политическим дают.
    Вопрос где НАШИ премии, сравнимые с Нобелевской?
    17:14
    13.10.2015
  • Все замечательно, но Нобеля покойникам не вручают.
    06:24
    14.10.2015

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.