МОСКВА, 26 июл – РИА Новости. Террористическая группировка "Исламское государство" (запрещена в РФ) может быть разгромлена в короткие сроки, но на это нет политической воли, так как международные игроки используют ее в качестве оружия против режима сирийского президента Башара Асада, считает старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.
Именно поэтому американцы не могут выполнить свое обещание заставить размежеваться террористические и "умеренные" группировки в Сирии, так как четкой грани между этими группами нет, но все они нужны для борьбы против сирийских властей, считает российский эксперт.
"ИГ – это рукотворное детище. Считаю, что это действительно так. ИГ сформировалось в Ираке во времена оккупации (США) и боролось тогда против оккупационных сил США и шиитской общины за создание суннитского государства. Затем эта структура включилась в борьбу против сирийского руководства, влившись в этот фронт радикальных исламистских группировок против Башара Асада", — сказал Долгов на круглом столе "Ирак: сегодня и завтра" в МИА "Россия сегодня".
Он напомнил, что в 2014-2015 годах "коалиция во главе с США вела борьбу против ИГ, в основном это были бомбардировки". "Но в результате этого годичного противостояния ИГ только расширило сферу своего влияния, расширило территорию под своим контролем. И только вмешательство российских ВКС привело к стабилизации", — продолжил эксперт.
По мнению Долгова, это происходило, "потому что цель США в регионе – это устранение руководства Башара Асада, расчленение Сирии и устранение Сирии как игрока и центра силы на Ближнем Востоке, поскольку Сирия противостоит Израилю". "Сирия — союзник Ирана и России. Устранение Сирии – это главная цель США", — отметил Долгов.
"Отсюда эта путаница между умеренной оппозицией и радикалами. Какой-нибудь командир сегодня воюет против ИГ, завтра присягает ИГ. Потом решает участвовать в режиме прекращения огня. И такая ситуация полностью устраивает США, потому что ведет к коллапсу сирийской государственности", — считает эксперт.
Во вторник в Лаосе глава МИД РФ Сергей Лавров провел очередные переговоры с госсекретарем США Джоном Керри. Одной из тем беседы была необходимость размежевания террористических и оппозиционных группировок, "чтобы не допускать ситуации, когда на территориях, контролируемых террористами, остаются так называемые умеренные оппозиционеры, которые одновременно хотят участвовать в режиме прекращения боевых действий", рассказал Лавров. Американские партнеры с начала года заверяли РФ, что смогут отмежевать оппозицию, с которой они сотрудничают, от террористических структур, но до сих пор у них это не получилось, напомнил российский министр.
"Эксперты говорят о том, что в военном плане успех и уничтожение ИГ — это не такой сложный вопрос. Если была бы политическая воля у всех международных игроков, которые так или иначе связаны с борьбой с ИГ, то вопрос его подавления – это вопрос двух недель, месяца. Что такое Ракка? Это небольшой город, райцентр по российским масштабам. Его взятие не составляет труда, но для этого нужны усилия всех сил, чего нет. И пока и не предвидится такого взаимодействия", — считает Долгов.
Впрочем, даже военная победа над ИГ не приведет к исчезновению этой идеологии и ее сторонников, предупреждает российский эксперт. "Подавление ИГ предполагает не только военное подавление. Оно предполагает прекращение финансовой поддержки группировок радикальных суннитов. Прекращение идеологического воздействия и на регион, и на Европу, ведь то, что в ИГ едут воевать из европейских мусульманских общин – это за счет того, что есть идеологическая подпитка, есть мощнейшая пропаганда", — резюмировал Долгов.