МОСКВА, 7 мар – РИА Новости. Почти никогда Евросоюз не нуждался в Турции так сильно, как сейчас, и почти никогда Анкара не была для ЕС настолько неприятным партнером. Брюссель стремится разрешить с помощью Турции кризис с беженцами, но есть много факторов, которые осложняют взаимодействие сторон, пишет обозреватель Financial Times Гидеон Рахман.
Ключевым вопросом на саммите ЕС-Турция, который пройдет в понедельник, будет решение проблемы мигрантов, которых, как надеется Брюссель, Турция будет удерживать на своей территории и препятствовать их перемещению в Грецию. Однако всеми своими действиями Анкара демонстрирует, что становится "все более автократичным и непредсказуемым государством, президент которого действует по личной прихоти", отмечает обозреватель.
В конце прошлой недели турецкие правоохранительные органы жестко подавили стихийный митинг в поддержку крупнейшей ежедневной газеты Zaman, которая публиковала критические материалы о властях, и ворвались в ее редакцию. Евросоюз осудил подобные действия Анкары, однако "маловероятно, что он будет муссировать этот вопрос, учитывая необходимость того, чтобы Турция сотрудничала с ЕС в вопросе беженцев", говорится в статье.
Кроме того, Евросоюз крайне обеспокоен необходимостью сотрудничать с Анкарой еще и потому, что у нее продолжают ухудшаться отношения с Россией на фоне ситуации в Сирии, в особенности после того, как в прошлом году турецкие военные сбили российский бомбардировщик Су-24. Сейчас Евросоюз боится, что столкновения между Москвой и Анкарой могут повториться.
"Учитывая тот факт, что Турция является членом НАТО и может обратиться к договору о коллективной обороне альянса, риски, которые несет в себе дальнейшая эскалация (отношений между Россией и Турцией – ред.), крайне высоки. Европейцы опасаются предоставлять (турецкому президенту Реджепу Тайипу) Эрдогану полную свободу действий в ситуации с Сирией и Россией", — говорится в статье.
Несмотря на все сложности и опасности, канцлер Германии Ангела Меркель по-прежнему рассчитывает решить проблему беженцев с помощью Турции. В противном случае альтернативой этому может стать восстановление внутренних границ между странами Евросоюза и требования членов ЕС к Германии установить официальное ограничение на въезд мигрантов. Ни того ни другого Ангела Меркель делать не хочет, поскольку опасается дестабилизации Греции и Балкан, пишет Гидеон Рахман.
В попытках убедить Турцию удерживать у себя беженцев европейские власти уже говорили о бонусах для Анкары – миллиардах евро помощи для содержания мигрантов и перспективах упрощения визового режима. Европейцы также заявляли, что готовы забрать какое-то число беженцев прямо из лагерей на турецкой территории. Главное – чтобы мигранты не переправлялись по морю напрямую в Грецию. Однако турецкие власти скептически относятся к тому, что Брюссель выполнит свои обещания, пишет колумнист.
Провал саммита ЕС-Турция и даже его неубедительные успехи будут крайне опасны для правительства Меркель, особенно на фоне предстоящих важнейших региональных выборов, которые пройдут в эти выходные. Если партия Меркель — Христианско-демократический союз Германии – покажет плохие результаты, это будет свидетельствовать о том, что избиратели потеряли веру в способность канцлера урегулировать миграционный кризис. Таким образом, от саммита ЕС-Турция может зависеть политическая судьба Ангелы Меркель, полагает обозреватель FT.