Рейтинг@Mail.ru
Всеукраинский референдум: необходимость или политический шантаж? - РИА Новости, 25.01.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Всеукраинский референдум: необходимость или политический шантаж?

© AFP 2024 / Vasily MaximovСитуация на Украине. Архивное фото
Ситуация на Украине. Архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен
Инициатива Арсения Яценюка о проведении референдума по новому проекту Конституции не имеет юридической перспективы и является попыткой прямого шантажа команды президента, считают политологи.

КИЕВ, 25 янв — РИА Новости. На Украине вновь вернулись к идее принятия нового проекта Конституции на всеукраинском референдуме. Соответствующую инициативу накануне озвучил премьер страны Арсений Яценюк. Однако эту идею политические силы поняли по-разному. В частности, "Батькивщина" и "Радикальная партия" предложили вынести на всенародное обсуждение вопрос об особом статусе Донбасса.

В команде премьера также пригрозили: подконтрольная ему партия "Народный фронт" в Верховной раде поддержит предложенные президентом изменения в Конституцию страны в части децентрализации, в которых содержится норма о статусе Донбасса, только после референдума.

По мнению экспертов, инициатива Яценюка не имеет юридической перспективы и является попыткой прямого шантажа команды президента Петра Порошенко. Политологи отмечают, что цель подобной информационной технологии — продление полномочий премьера и членов его команды накануне кадровых перестановок в правительстве, намеченных на начало февраля.

Хорошо забытый референдум

Идея утверждения проекта украинской Конституции на референдуме реанимируется после каждой смены власти и попыток "усовершенствовать" Основной закон. Вместе с тем на законодательном уровне процедура принятия Конституции на референдуме по народной инициативе нигде не прописана. Действующий закон лишь предполагает, что внесение конституционных изменений могут инициировать президент Украины и не менее чем две трети народных депутатов от конституционного состава Рады. То есть не менее 300 парламентариев из 450.

После смены власти на Украине в 2014 году президент Порошенко объявил о начале процесса внесения изменений в Основной закон в части децентрализации, которые передадут часть полномочий на места, а также реализации судебной реформы. Однако ряд партий и эксперты считают нецелесообразным вносить точечные изменения в действующую Конституцию и заявляют о необходимости принять новый проект Основного закона.

На фоне политических торгов вокруг конституционной реформы по децентрализации власти, предусмотренной минскими соглашениями, группа депутатов Рады выступила с новой законодательной инициативой. Парламентарии из разных фракций коалиции в середине января предложили парламенту принять закон, устанавливающий процедуру подготовки нового проекта Конституции Украины на референдуме по народной инициативе.

Авторы законопроекта отмечают, что на данный момент процедура подготовки проекта новой Конституции законодательством страны не определена, однако учитывая политико-правовую ситуацию на Украине и общественный запрос на принятие нового документа, существует необходимость правового определения такой процедуры.

Документом устанавливается практический механизм разработки новой Конституции украинским народом путем создания специального органа — Конституционных сборов Украины, который избирается на общенародных выборах. Законопроект предусматривает, что Конституционные сборы состоят из 300 народных представителей, которые избираются на основании общего равного избирательного права путем тайного голосования. Народные представители избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства в 75 территориальных четырехмандатных избирательных округах. При этом народным представителем не может быть избран президент Украины, депутат, члены правительства, а также руководители центрального органа исполнительной власти. В данный момент законопроект находится на рассмотрении руководства Рады, дата его обсуждения и голосования в зале пока не определена.

Предложения Яценюка

Премьер Украины Яценюк накануне также выступил с новым заявлением, в котором высказался за проведение общенационального референдума о том, какой должна быть Конституция Украины.

"Настало время, чтобы украинский народ сказал свое слово о том, какой должна быть новая украинская Конституция в новой европейской Украине. Никто, кроме народа Украины, не имеет права определять, каким будет Основной закон. Референдум касательно Конституции и является прямым народовластием в свободной и демократической стране", — заявил Яценюк в воскресенье в эфире передачи "10 минут с премьер-министром".

Яценюк выразил убеждение, что "глава государства исповедует такие же принципы".

"Новая Конституция — это новый общественный договор между гражданами и властью, которую они выбрали. Договор о распределении прав и ответственности внутри самой власти — между президентом, правительством и парламентом. Договор о взаимоотношениях между центром и регионами. Договор о создании нового честного и справедливого суда, а не переназначение действующего. Договор о четкой геополитической цели Украины — стать членом Европейского союза и НАТО", — сказал Яценюк.

Это заявление прозвучало на фоне решения властей отложить голосование по внесению конституционных изменений в части децентрализации. В Киеве отмечают, что окончательное принятие поправок будет зависеть от прогресса в выполнении минских соглашений. По мнению властей, предшествовать окончательному решению должен "долгий период" полной тишины, а также отмена результатов выборов 2 ноября в Донбассе.

Инициативу главы правительства поддержал его ближайший соратник, глава МВД Арсен Аваков. По его словам, фундаментальные изменения в Конституции не могут решаться в кулуарах парламента или на переговорах в иностранных столицах.

"Сначала слово сказать должен народ Украины! Единственным условием голосования фракции "Народного фронта" по важнейшим вопросам Конституции Украины может быть вердикт референдума украинцев. Никак иначе!" — написал Аваков на своей странице в Facebook. Глава МВД отметил, что главными акцентами конституционного референдума должны стать вопрос об особенном статусе отдельных территорий Украины, децентрализация, геополитический курс страны, судебная реформа и возможность перехода к полной парламентской республике.

Между тем заявление Яценюка и Авакова о необходимости референдума по Конституции вызвали непонимание среди депутатов премьерской партии.

"Сейчас большинство депутатов от "Народного фронта" не понимают, что за предложение по референдуму о Конституции появилось у лидеров. Мы должны поговорить, услышать аргументы Яценюка и Авакова, которые вечером (в понедельник — ред.) придут на фракцию. Я, например, не понимаю, как и когда проводить референдум, какой именно референдум они имели в виду", — сказал депутат партии Сергей Высоцкий в комментарии интернет-изданию "Обозреватель".

Статус Донбасса

Предложения премьера инициировать конституционный референдум часть парламентских фракций поняли по-своему. Лидер "Радикальной партии" Олег Ляшко счел, что Яценюк говорил об определении на всенародном референдуме особого статуса Донбасса.

"Премьер и глава МВД наконец-то поддержали идею "Радикальной партии", о которой мы говорим в последний год — провести всенародный референдум относительно изменений в Конституцию Украины… Сам референдум надо провести в марте. Предоставление или непредоставление особого статуса для Донбасса или кому угодно — это суверенное дело украинского народа как единственного источника власти, а не иностранных советников или отечественных политиков", — заявил Ляшко.

По мнению лидера партии "Батькивщина" Юлии Тимошенко, только украинский народ на референдуме имеет право решать такие вопросы, как изменение Основного закона, а Конституция должна быть "продуктом консенсуса между народом и политиками". "Референдум обязательно нужен относительно любых изменений в Конституцию Украины", — добавила она.

В то же время спикер Верховной рады Украины Владимир Гройсман считает нецелесообразным проведение всеукраинского референдума относительного особого статуса Донбасса. "Такой механизм, как референдум (в отношении Конституции — ред.) может использоваться. Но все то, что касается, например, особенностей статуса Донбасса, не нужно выносить на референдум, так как в унитарном государстве никакого особенного статуса одной из областей или ее частей не может быть", — сказал Гройсман на брифинге в понедельник.

Премьер прибег к шантажу?

Украинский политический аналитик Павел Нусс считает, что выступая с заявлениями о необходимости референдума по Конституции, Яценюк занимается популизмом. По его мнению, премьер использует эту инициативу как "рычаг давления на президентскую команду, зная о невозможности его проведения".

"Даже если учесть факт юридической безграмотности инициативы Яценюка, который явно берет на себя непосильную ношу политической ответственности и нарушает конституционную субординацию относительно органов государственной власти, эта инициатива — новая политическая технология, которая призвана обеспечить существенную пролонгацию полномочий Яценюка на посту премьера", — считает эксперт.

По его мнению, таким образом команда премьера дает понять, что не поддержит конституционные изменения по децентрализации, пока вопрос с отставкой Яценюка и членов его команды не будет снят с повестки дня.

"Яценюк и его политтехнологи актуализируют вопрос проведения конституционного референдума, четко дав понять президенту, что его инициатива по изменению Конституции в части децентрализации не найдет поддержки среди фракции "Народного фронта", в случае, если его парламентская фракция будет настаивать на переформатировании правительства", — добавил политолог.

Схожее мнение РИА Новости выразил директор украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев. "Идея референдума, выдвинутая Яценюком для того, чтобы сохранить правительство. Это чисто популистское использование референдума в политических целях", — считает он. По словам эксперта, если говорить о реальном намерении, а не инструментальном шантаже партнеров по коалиции, то такой референдум опасен по двум причинам. Во-первых, люди не являются экспертами в конституционной теории, а во-вторых, такой референдум может привести к расколу.

"Даже если 80% выскажутся "за", а 10% "против", это очень много людей в рамках страны. Поэтому такого рода референдумы носят контрпродуктивный характер. Надо понимать, что подобного рода изменения и решения должны принимать те, кому народ доверил власть. А так, политическая элита хочет сбросить с себя ответственность", — добавил Карасев.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала